Елена Мукина
Развитие русской культуры посредством театральной деятельности в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие русской культуры посредствам театральной деятельности в системе дошкольного образования
Г. Тамбов МБДОУ «Д/С «Тополёк»
Мукина Е. П.
Проблему кризиса культуры можно решить только на пути достижения гармонии, уникальности и целостности личности. Вот почему сегодня все культуры исследуются на основе общего принципа культуросообранности, а педагогика становится метапедагогикой – теорией, создающей устойчивые культуросообразные нормы. Задачу воспитания культуры существования в мире, ориентированной на общечеловеческие ценности, может решить педагогика искусства. Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различному роду деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
Публикация «Развитие русской культуры посредством театральной деятельности в системе дошкольного образования» размещена в разделах
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Театр! Сколько восторженных слов о нем сказано, сколько чувств вызывал и вызывает он, сколько слез в нем пролито, сколько смеха и громоподобных оваций и криков «браво!» слышали его стены — в разных странах, в разные эпохи. И сколько людей увлек он за собой! Театр — самое древнее зрелище, самое живое и вечное.
О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди: Б. Шоу, Вольтер, В. Маяковский, Н. Гоголь, А. Герцен. «Ступайте в театр!» - говорил влюбленный в него Белинский. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, разностороннего развития детей.
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Часто мы не придаем значения переживаниям малышей, и они остаются один на один со своими эмоциями и чувствами. Дети не всегда находят силы справиться с ними самостоятельно. А это отражается на формировании характера и самооценки, на общении со сверстниками и может серьезно осложнить жизнь.
Театральная деятельность решает задачи, связанные с воспитанием и развитием личности, вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость. Игры и занятия с педагогом позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачёк, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Выдающийся советский композитор и педагог Д. Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями. В результате возникшего переживания у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.
Слова, сказанные К. С. Станиславским о творчестве в театре, можно отнести и к детскому театру, так как в них заключена суть основы и успеха любого театра : «…Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца протекает при участии воображения».
Воображение это способность представить воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазии. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению рамок собственных представлений о жизни.
При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства.
Помочь ребенку разбудить воображение можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.
Фантазия начинает активно работать, если ребенку предстоит разобрать и решить задачу. В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основными носителями ее для дошкольника являются детский сад и семья. В детском саду ребенок находится в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое.
Маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство: «Почему летом – дождь, а зимой – снег, а не наоборот?», «Где живут шмели?» и «Почему ночью темно?». Наша задача – направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций все увиденное и услышанное в театре будет устраиваться с легкостью, и запоминаться на долго.
Например, ребенок слушает музыку П. И. Чайковского к сказке «Щелкунчик» и в его воображении возникают увлекательные картины приключений героев сказки. Маленький зритель и не замечает, что музыка, которая показалась ему в обыденной жизни непонятной и далекой от его мироощущения, становится «естественной», понятной, красивой. Без сомнения, имена Э. Т. А. Гофмана и П. И. Чайковского, балет «Щелкунчик» и сами понятия «классическая музыка», «балет», «симфонический оркестр» отложатся в памяти детей на всю жизнь.
Театр совершает вместе с ребенком экскурсию в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки».
Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству, поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободно го выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Но главное в театре — это игра актеров. Можно использовать высказывание В. И. Немировича-Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, пострелят коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки — и театр уже есть. Ибо актер — царь сцены».
На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т. к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. И, наконец, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии при поддержке зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дошкольники, школьники, родители).
Немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральную деятельность в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в раннем возрасте малыши охотно изображают прыгающих зайчиков и цыпляток, перевоплощаются в котят и собачек. Действия их подражательные и имитационные, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд. Ребенок, играя роль, не только представляет, но и эмоционально переживает поступок своего персонажа.
Именно в театрализованной деятельности у детей проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к школе.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, активизация словаря). В таких играх ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию. Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Театр учит всех нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет театр детям, праздничное и радостное представление об окружающем мире. Творчество детей носит глубоко личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности каждого ребенка и уникальностью накопленного им опыта. Процесс детского творчества чрезвычайно индивидуален и не терпит «валового подхода». В процессе присвоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественно-творческих способностей личности.
В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры разных видов искусства, которые находят своё воплощение в театрально-игровой деятельности.