Елена Байкалова
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по театральной деятельности «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Большемонокский детский сад «Сказка»
Программа дополнительного образования
для детей дошкольного возраста
«В гостях у сказки»
Воспитатель: Байкалова Елена Лаврентьевна
2016-2017
Содержание
Публикация «Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по театральной деятельности „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
1. Пояснительная записка…. ….
2. Цель, задачи ….
3. Форма работы, виды театрализованной деятельности, ожидаемые
результаты….
4. Содержание программы …
5. Методические рекомендации ….…
6. Список группы, расписание …
7. Перспективно – тематический план …
8. Список литературы….…
Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Таким образом, театрализованная деятельность позволит педагогу эмоционально раскрепостить детей, снять у них зажатость, заторможенность, обучить чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование.
В составленной программе кружка детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т. е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе. В создании программы кружка использовались методики предложенные Н. Ф. Сорокиной, А. В. Щеткиным.
Цель: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа.
Задачи:
1. Формирование опыта социальных навыков поведения.
2. Создание условий для развития творческой активности детей.
3. Воспитание общей культуры детей.
4. Побуждение интереса детей к театрально–игровой деятельности.
5. Закрепление представлений дошкольников об окружающих предметах, предметах театрального игрового оборудования.
6. Развитие речи, дикции детей, обогащение словарного запаса.
7. Формирование умений передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
8. Создание дополнительных условий для изучения хакасского языка.
Формы работы:
- Рассказы воспитателя о театре;
- Беседы-диалоги;
- Чтение литературы;
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям;
- Организация спектаклей;
- Оформление фотоальбома о театральной деятельности.
Виды театрализованной деятельности :
- Настольный театр игрушек;
- Фланелеграф;
- Игры – драматизации с пальчиками;
- Импровизация;
- Игра-драматизация.
Ожидаемые результаты:
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность).
- Умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Овладение навыкам общения, быстрой адаптации.
Результатом работы кружка являются спектакли.
Программа предполагает проведение: 2 занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 мин – разновозрастная группа. Общее количество учебных занятий в год — 72
Содержание программы
1. Театральная игра
Направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Ритмопластика
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Культура и техника речи
Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, свободы речевого аппарата, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры
Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем
Она основывается на произведениях разных авторов и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем- от этюдов к рождению спектакля.
Содержит: этюды по сказкам, басням, упражнения на нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях, упражнения на развитие навыка действия с воображаемыми предметами.
Методические рекомендации
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
1. Образовательная область «Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
2. Образовательная область «Художественное творчество», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, участвуют в подготовке декораций к спектаклям
3. Образовательная область «Коммуникация», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек
4. Образовательная область «Чтение художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. Образовательная область «Социализация», где дети приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, через знакомство с русскими народными сказками сформируются патриотические чувства, обогатится игровой опыт детей.
6. Образовательная область «Безопасность», где дети овладеют правилами безопасного поведения в театре, на спектакле.
7 .Образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», где дети в процессе выполнения упражнений по ритмопластике, упражнений на координацию движений, минуток здоровья разовьют физические качества (гибкость, выносливость, координацию и др., накопят двигательный опыт, сформируют начальные представления о здоровом образе жизни.
8. Образовательная область «Познание», где дети в процессе посещения занятий кружка расширят кругозор в части представлений о театре и театральном искусстве
9. Образовательная область «Труд», где дети в процессе бесед о труде работников театра, изготовления пособий к театральным играм, декораций к спектаклям, подготовкой и участием в спектаклях сформируют ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Расписание
Время День недели
15: 30-16:10 Понедельник
15: 30-16:10 Среда
Перспективно – тематический план
Дата Тема
Теоретическая Тема
практическая Цель
Сентябрь
1 неделя
1 занятие Знакомство с понятием театр : кукольный театр «Волк и козлята», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий). кукольный театр «Волк и козлята».
дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2 занятие Знакомство с понятием театр : кукольный театр «Волк и козлята», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий). кукольный театр «Волк и козлята».
дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2 неделя
3 занятие Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). Поиграем в профессии формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
4 занятие Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации) Демонстрация сказки «Колобок» на фланелеграфе Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; Познакомить детей с профессиями : актер, режиссер, художник, композитор; Воспитывать желание узнать новое
3 неделя
5 занятие Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации) Настольный театр сказка «Кот, лиса и петух Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям
6 занятие "Сочиняем сами" Проигрывание сочиненных сказок Формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание, используя методику проблемно-речевых ситуаций
Октябрь
1 неделя
7 занятие Знакомство с пантомимикой Сказку ты, дружок, послушай и сыграй Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру;
Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей;
Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей.
8 занятие Знакомство с пантомимикой Сказка «Зайчик и Ежик» Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру;
Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей;
Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей.
2 неделя
9 занятие Знакомство со сказкой «Ала Танагас» на хакасском языке Распределение ролей
Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; Развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу;
10 занятие Значение слова «событие» Репетиция сказки «Ала Танагас» Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; Развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу;
3 неделя
11 занятие Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Репетиция сказки «Ала Танагас»
Познакомить детей со сценарием постановкой сказки;
Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей;
Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.
12 занятие Развитие дикции. Отработка диалогов Репетиция сказки «Ала Танагас» Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;
Развивать связную речь детей;
Воспитывать уверенность.
4 неделя
13 занятие Драматизация сказки «Ала Танагас». Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;
Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;
14 занятие Театральные игры Игра : «Веселые обезьянки», Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память
15 занятие Действие с воображаемыми предметами Игра : «Что мы делаем не скажем, но покажем» Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память
Ноябрь
1 неделя
16 занятие Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных Игра: «Поварята» Развивать речь, наблюдательность, быстроту реакции, память
2 неделя
17 занятие Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных скороговорки Развивать речь, наблюдательность, быстроту реакции, память
3 неделя
18 занятие Экскурсия в Д\К Развивать у детей интерес к сценическому творчеству;
Активизировать познавательный интерес к театру
19 занятие Игры на действие с воображаемыми предметами Игра : «День рождение» Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
4 неделя
20 занятие Беседа на тему:«Что такое этюд?» Игры: «Покупка театрального билета», «Утешение» Познакомить с понятием этюд; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
21 занятие Разыгрывание этюдов ( эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение) Разыгрывание этюдов Познакомить с понятием этюд; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
5 неделя
22 занятие Разыгрывание этюдов ( эмоции: гнев, отвращение) Разыгрывание этюдов Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга.
23 занятие Ритмопластика Игра: «Снеговик» Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки
Декабрь
1 неделя
24 занятие Ритмопластика Игра: «Баба Яга» Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки
25 занятие Беседа о театрализованной игре Игра : «Угадай, что я делаю?» Развивать память, воображение детей
2 неделя
26 занятие Знакомство со сценарием на новогодний праздник Игра: «Обезьянки» Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память
27 занятие Распределение ролей на новогодний праздник Упражнение на речевое дыхание Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; Развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу;
3 неделя
28 занятие Работа по техники речи Репетиция на новогодний праздник Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение
29 занятие Работа по техники речи Репетиция на новогодний праздник Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение
4 неделя
30 занятие Ритмопластика Репетиция на новогодний праздник Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение
31 занятие Работа по техники речи Репетиция на новогодний праздник Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение
Январь
1неделя
32 занятие Чтение сказки «Турачах» на хакасском языке Игра: «Зеркало» Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение
33 занятие Обсуждение пьесы «турачах» Распределение ролей Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной книге.
2 неделя
34 занятие Работа над эпизодами пьесы «Турачах» Артикуляционная гимнастика «Ручей» Работать над импровизированным текстом пьесы;
35 занятие Репетиция эпизода Упражнение на дыхание «Насос» Работать над импровизированным текстом пьесы;
3 неделя
36 занятие Отработка диалогов Репетиция эпизода Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;
Развивать связную речь детей.
37 занятие Работа с костюмами. Репетиция эпизода Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению;
Развивать самостоятельность, творчество, фантазию
4 неделя
38 занятие Работа по технике речи Театральные игры
Репетиция эпизода Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
Февраль
1 неделя
39 занятие Мастерская актера. Репетиция эпизода Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке; Развивать творчество и фантазию
2 неделя
40 занятие Ритмопластика Театральные игры
Репетиция эпизода Развивать умение равномерно двигаться по площадке; двигаться не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах
41 занятие Театральная игра : «Одно и тоже по-разному» Театральная игра : «Одно и тоже по-разному»
Репетиция эпизода Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
3 неделя
42 занятие Работа по технике речи Театральные игры
Репетиция эпизода Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
43 занятие Отработка диалогов Репетиция эпизода Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;
Развивать связную речь детей.
4 неделя
44 занятие Работа по технике речи Театральные игры
Репетиция эпизода Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
45 занятие Главная репетиция Театральные игры
Репетиция эпизода Определить готовность детей к показу сказки;
Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.
5 неделя
46 занятие Спектакль сказки «Турачах» на хакасском языке Творческий отчет по театральной деятельности
Март
1 неделя
47 занятие Ритмопластика Игры: «Конкурс лентяев», «Гипнотизер» Развивать умение равномерно двигаться по площадке; двигаться не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах
2 неделя
48 занятие Культура и техника речи Игры: «Сочини сказку» Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение
49 занятие «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок Развивать мелкую моторику. Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; Познакомить с театром рук
3 неделя
50 занятие Стендовые театрализованные игры. Фланелеграф Разыгрывание сказок Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных
51 занятие Театральная игра : «Руки-ноги»
Театральная игра : «Руки-ноги»
Репетиция эпизода Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
4 неделя
52 занятие Театральная игра : «Король» Театральная игра : «Король»
Репетиция эпизода Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
53 занятие Театральная игра : «Любитель-рыболов» Театральная игра : «Любитель-рыболов»
Репетиция эпизод Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
5 неделя
54 занятие Театральная игра : «Кругосветное путешествие» Театральная игра : «Кругосветное путешествие» Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
55 занятие Развлекательная программа : «Последний герой» Развлекательная программа : «Последний герой» Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.
Апрель
1 неделя
56 занятие Театральная игра : «Морское путешествие» Театральная игра : «Морское путешествие» Создавать веселую и непринужденную атмосферу на занятии, подбирать зажатых и скованных детей.
57 занятие Театральная игра : «Сам себе режиссер» Театральная игра : «Сам себе режиссер» Создавать условия для импровизации мини-спектакля
2 неделя
58 занятие Театральная игра : «Сам себе режиссер» Театральная игра : «Сам себе режиссер» Создавать условия для импровизации мини-спектакля
59 занятие Театральная игра : «Цирковое представление»
Что такое номер? Театральная игра : «Цирковое представление»
Создать условия для организации цирковых номеров
3 неделя
60 занятие Театральная игра : «Цирковое представление»
Что такое номер? Театральная игра : «Цирковое представление»
Создать условия для организации цирковых номеров
61 занятие Чтение сказки «Лесная школа» Игра: «Зеркало» Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение
4 неделя
62 занятие Обсуждение сказки «Лесная школа» Распределение ролей Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной книге.
63 занятие Работа над эпизодами пьесы «Лесная школа» Артикуляционная гимнастика «Ручей» Работать над импровизированным текстом пьесы;
Май
1 неделя
64 занятие Репетиция эпизода Упражнение на дыхание «Насос» Работать над импровизированным текстом пьесы;
65 занятие Отработка диалогов Репетиция эпизода Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;
Развивать связную речь детей.
2 неделя
66 занятие Работа с костюмами. Репетиция эпизода Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению;
Развивать самостоятельность, творчество, фантазию
67 занятие Работа по технике речи Театральные игры
Репетиция эпизода Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
3 неделя
68 занятие Мастерская актера. Репетиция эпизода Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке; Развивать творчество и фантазию
69 занятие Ритмопластика Театральные игры
Репетиция эпизода Развивать умение равномерно двигаться по площадке; двигаться не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах
4 неделя
70 занятие Работа по технике речи Театральные игры
Репетиция эпизода Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма
71 занятие Главная репетиция Репетиция эпизода Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;
Развивать связную речь детей.
5 неделя
72 занятие Спектакль сказки «Лесная школа» Творческий отчет по театральной деятельности