Лучший педагог года

Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Светлана Якушева
Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» для работы с детьми младшего дошкольного возраста

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области

Программа дополнительного образования

«Разноцветная фантазия»

для работы с детьми младшего дошкольного возраста

(один год обучения в ДОУ)

Составитель: воспитатель

Якушева С. А.

Шебекино 2017 г.

Содержание

I.Целевой раздел

Пояснительная записка…. 3

1.1. Цели, задачи, принципы и подходы реализации Программы…. 4

Публикация «Программа дополнительного образования „Разноцветная фантазия“ для работы с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1.2. Художественно-эстетическая деятельность детей младшего дошкольного возраста….5

1.3. Планируемые результаты освоения Программы ….7

II.Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план ….8

2.2. Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе…. 9

III.Организационный раздел

3.1. Описание материально – технической базы рабочей программы, обеспеченность методической литературой и средствами обучения и воспитания…. …. 16

Список используемой литературы…. 17

I.Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего, Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Новизна дополнительной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой создания предметов творческой деятельности. Она является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования и определяет содержание и организацию непосредственной образовательной деятельности в области художественно - эстетического развития, направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

1.1. Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет «Разноцветная фантазия»

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Дидактические принципы построения и реализации программы.

Общепедагогические принципы: обусловлены единством учебно-воспитательного процесса

• Принцип культуросообразности

• Принцип сезонности

• Принцип систематичности и последовательности

• Принцип цикличности

• Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса

• Принцип развивающего характера

• Принцип природосообразности

• Принцип интереса

Специфические принципы: обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности

• Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом

• Принцип культурного обогащения

• Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности

• Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности

• Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности

• Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта

• Принцип организации тематического пространства

• Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа

• Принцип естественной радости

В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1. формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей

2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества

3. ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

Режим работы кружка

Название

День недели Время

«Разноцветная фантазия»

понедельник 15.55-16.10

1.2. Художественно-эстетическая деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет:

- Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры. - Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщнной трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров. - Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ». - Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

- Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжлые тучи», «Веслый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т. д.). - Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленнно, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов). - Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и примов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве. - Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей: - отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами - сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями ( например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»); - продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы; - продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы; - переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы.

Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера.

Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.

В непосредственно – образовательной деятельности дети :

- приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;

- развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;

- приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;

- получают навыки создания художественных образов;

- знакомятся с приемами создания декоративной композиции.

В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, воображение, художественный вкус.

Формы работы : непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, фотоколлажи, экскурсии.

Форма подведения итогов реализации дополнительной программы

• Выставки детских работ.

• Изготовление коллективных работ и их презентация.

• Проведение итогового занятия.

II.Содержательный раздел.

2.1. Учебно-тематический план

№ занятия Дата Наименование разделов и тем Количество

часов

1

2

3

4 06.11.17

13.11.17

20.11.17

27.11.17

Лепка: «Мой веселый звонкий мяч»

Аппликация: «Шарики воздушные, ветерку послушные»

Аппликация: «Яблоко с листочком»

Лепка: «Ягодки на тарелочке» 4

5

6

7

8 04.12.17

11.12.17

18.12.17

25.12. 17 Рисование: «Вьюга - завирюха»

Лепка из соленого теста: «Новогодние игрушки»

Рисование: «Праздничная ёлочка»

Аппликация: «Праздничная елочка» 4

9

10

11 15.01.18

22.01.18

29.01. 18 Лепка из соленого теста: «Я пеку, пеку, пеку…»

Аппликация: «Бублики - баранки»

Рисование: «Колобок покатился по дорожке» 3

12

13

14

15 05.02.18

12.02.18

19.02.18

26.02. 18 Аппликация: «За синими морями, за высокими горами»

Лепка: «Баю – бай, засыпай»

Аппликация из фантиков : «Лоскутное одеяло»

Рисование: «Большая стирка» 4

16

17

18

19 05.03.18

12.03.18

19.03.18

26.03. 18 Рисование: «Цветок для мамочки»

Лепка: «Сосульки»

Аппликация: «Букет цветов»

Лепка: «Неваляшка» 4

20

21

22

23

24 02.04.18

09.04.18

16.04.18

23.04.18

30.04. 18 Аппликация с элементами рисования: «Ручеек и кораблик»

Лепка: «Мостик» (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь)

Рисование и аппликация: «Почки и листочки»

Лепка: «Птенчики в гнездышке»

Аппликация: «Флажки» 5

25

26

27

28

07.05.18

14.05.18

21.05.18

28.05.18

Рисование: «Флажки»

Рисование: «Цыплята и одуванчики»

Аппликация: «Носит одуванчик желтый сарафанчик…»

Рисование ватными палочками: «Ягодка за ягодкой» (на кустиках). 4

2.2. Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе.

№ занятия Вид деятельности Тема занятия Содержание Литература

1 Лепка предметная «Мой веселый звонкий мяч» Лепка округлых предметов. Синхронизация движений обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти руки. 2 (16)

2 Аппликация с элементами рисования «Шарики воздушные, ветерку послушные» Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма. 2 (20)

3 Аппликация «Яблоко с листочком» Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов (яблоко и 1-2 листочка) : составление композиции из готовых (разнородных) элементов на фоне и поочередное наклеивание деталей. 2 (24)

4 Лепка «Ягодки на тарелочке» Создание пластической композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приемами : круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягодок). 2 (28)

5 Рисование декоративное «Вьюга – завирюха» Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. 2 (64)

6 Лепка из соленого теста «Новогодние игрушки» Моделирование игрушек (из 2-3 частей) для новогодней елки. Сочетание разных приемов лепки : раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. 2 (68)

7 Рисование «Праздничная елочка» Рисование и украшение пушистой нарядной елочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. 2 (72)

8 Аппликация с элементами рисования «Праздничная елочка» Создание образа новогодней елки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами. 2 (74)

9 Лепка из соленого или сдобного теста «Я пеку, пеку, пеку…» Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание, защипывание края. Развитие чувства формы, мелкой моторики. 2 (76)

10 Аппликация «Бублики – баранки» Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов – баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности. 2 (78)

11 Рисование «Колобок покатился по дорожке» Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки – на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. 2 (86)

12 Аппликация с элементами рисования «За синими морями, за высокими горами» Создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом. 2 (90)

13 Лепка сюжетная «Баю – бай засыпай» Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо, голова – шар. Оформление композиций в маленьких коробочках. 2 (92)

14 Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло» Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков : наклеивание фантиков на основу (2х2 или 3х3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое». 2 (94)

15 Рисование «Большая стирка» (платочки и полотенца) Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (белье сушится на веревочке). 2 (100)

16 Рисование «Цветок для мамочки» Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. 2 (106)

17 Лепка «Сосульки» освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приемов для усиления выразительности образов : сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. 2 (108)

18 Аппликация «Букет цветов» Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы. 2 (104)

19 Лепка «Неваляшка» Лепка фигурок, состоящих из частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на части с помощью стеки (освоение художественного инструмента). 2 (112)

20 Аппликация с элементами рисования «Ручеек и кораблик» Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеек и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. 2 (120)

21 Лепка с элементами конструирования «Мостик» (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь). Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек», подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создание композиции из ручейка и мостика. 2 (122)

22 Рисование и аппликация «Почки и листочки» освоение изобразительно – выразительных средств для передачи трансформации образа : рисование ветки с почками и наклеивание листочков. 2 (124)

23 Лепка «Птенчики в гнездышке» Моделирование гнездышка: раскатывание шара, сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнездышка. Обыгрывание композиции (червячки в клювиках). Воспитание интереса к лепке. 2 (126)

24 Аппликация «Флажки» Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и форме. Оформление флажков декоративными элементами. Развитие чувства формы и ритма. 2 (132)

25 Рисование «Флажки» Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета. 2 (134)

26 Рисование «Цыплята и одуванчики» Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности. 2 (140)

27 Аппликация обрывная «Носит одуванчик желтый сарафанчик…» Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук. 2 (142)

28 Рисование ватными палочками «Ягодка за ягодкой (на кустиках) Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник : рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками. 2 (30)

III.Организационный раздел

3.1. Описание материально – технической базы рабочей программы, обеспеченность методической литературой и средствами обучения и воспитания.

Методическое обеспечение

- наборы мягкого пластилина;

- наборы плотного картона разного по форме, цвету, одноразовая посуда, разная по форме, величине;

- фото и иллюстрации с изображением различных композиций, предметов;

- различный бросовый материал (бусинки, зубочистки и т. д.);

- доска для лепки;

- стеки;

- салфетка для рук;

- альбом;

- краски «Акварель»;

- кисти для рисования и для клея;

- ватные палочки;

- цветная бумага;

- клей ПВА;

- фломастеры;

- карандаши;

- непроливайки;

- соленое и сдобное тесто;

- игрушки и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.

Список используемой литературы

1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2007 г.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007 г.

3. Лыкова И. А. «Филимоновская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007г.

4. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1-7 лет.» Москва, «Карапуз», 2009 г.

5. Лыкова И. А. «Экспериментирование в изобразительной деятельности 3-7 лет» Москва, «Карапуз» 2010 г.

Публикации по теме:

Авторская программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Канского.

Программа дополнительного образования для среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ВАРИАТИВНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММА.

Программа дополнительного образования — кружок «Клуб мастеров» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНОЧКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 2 Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 1 Муниципальное автономное общеобразовательное дошкольное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 3 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Средний дошкольный возраст Тема: «Органы чувств»(1ч.) Закрепить представление детей об.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 4 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Старший дошкольный возраст (старшая группа) Тема: «Экскурсия в детскую лабораторию»(1ч.).

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Ёлочка» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №60 «Золушка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №60 «Золушка ___О. Г. Коктышева.

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Дополнительная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Азы шахматных наук».

Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Воспитатель: Буянкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» для работы с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 декабря 2017 в 23:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД