Клавдия Григорьевна Трухова
Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание.
Природа! Восхищение его – сострадание к ней, сохранение и охрана её. Это концепция моего экологического образования и воспитания.
Публикация «Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наши дети городские, они меньше, чем сельские, соприкасаются с природой, и по-разному к ней относятся. Например, к мухам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают, третьим они безразличны, четвертые любят их. Как же найти в этом вопросе решение? Надо рассказывать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны насекомые приносят пользу, с другой вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение.
С чего начинается экологическая грамотность? С того, что появляется простое желание проследить за полетом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, а не поймать, не сорвать, не растоптать. Глубоко познавая законы природы, дети и взрослые стараются не наносить природе никакого вреда.
В. А. Сухомлинский сказал:
«Человек стал человеком,когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывающие вьюги за окном ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи,- услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.»
Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в детстве они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке - вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.
Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребенка: «Брось эту гадость», то пользы от такого воспитания не будет.
Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.
Человек, постигший азбуку природы, будет стремиться хозяйствовать на земле умело, восполнять природные ресурсы. вот тогда человек и природа станут настоящими друзьями.
Для того чтобы научить детей беречь и любить природу, надо вооружить их знаниями о ней, убедить в том, что в природе нет ни одного животного или растения только полезного или только вредного. Все в природе взаимосвязано и имеет определенное значение в жизни человека. Работая над формированием экологической культуры у детей, использую разнообразные методические приемы:
- организация «экологического пространства» на территории ДОУ. Площадка природы на участке: клумбы, мини-огород, фито-огород, экологическая тропа.
- создание условий для трудовой деятельности в природных зонах ДОУ.
- наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.
Особая роль отводится познавательно - исследовательской деятельности с детьми через : опыты (экспериментирование, коллекционирование (классификация) путешествие по карте и глобусу, путешествие по реке времени (древность старика – современность)
Хорошие результаты дают также формы работы, как НОД с экологической тематикой, прогулки экскурсии, детские праздники, дидактические и развивающие игры, природоохранные мероприятия, акции работы с родителями.
Продолжение работы по обновления содержания дополнительного образования проходит через кружковую деятельность.
Проблема экологического образования и воспитания взрослых, развитие экологической культуры у них предусматривает пропаганда экологических знаний. Ведется через родительские собрания, беседы совместные экологические праздники, трудовые десанты по благоустройству и озеленению территории, проекты. Такая совместная деятельность дает большую результативность, так как дети на примере своих родителей видят важность и необходимость бережного отношения к природе.
Опыт работы что сделано:
- были реализованные такие проекты» Белая береза», «Клумбы нашего сада», мы в ответе за тех, кого приручили»
- Акция: Покормите птиц зимой», «Комнатные растения», «Шляпы».
- Выпуск газеты для родителей на экологическую тему.
- Альбомы о деревьях (береза, липа, дуб)
- Участие в ярмарке с темой: «Это все собаки»
- Участие в городском конкурсе «Экология и дети»2010г
-Участие в окружных семинарах на базе ДОУ
«Природа в опасности»
«Азбука безопасности в природе»
«Экологический калейдоскоп»
-Участие в экспериментальной площадке «Формирование толерантности через экологическое воспитание дошкольников»
-Открытые показы НОД: «Ищем весну», «Природа в опасности»
Я считаю, что такая работа помогает формировать у детей осознано - правильное отношение к природе ближнего окружения: у них складываются прочные знания экологического характера о явлениях природы, эмоционально чувственный отклик на события в природе.
Известно же: тот, кто любит и охраняет природу, любит и охраняет Родину.
Все хорошее в людях из детства,
Как истоки добра пробудить
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Всю эту красоту мы можем показать детям и воспитывать их экологически правильно.
Только став взрослыми, мы осознаем, как дороги и любимы родные места, родная природа, а если из наших маленьких капелек – малышей получатся хорошие, чистые родники. ЗЕМЛЯ ОБРЕТАЕТ СИЛУ.