Ольга Анисимова
Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО выдвигает вопросы социальной значимости воспитания активной творческой личности. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. На современном этапе в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к творческой деятельности дошкольников. На практике эту задачу в ДОО можно реализовать через организацию музыкально-развивающей среды.
Публикация «Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Актуальность работы. «Закон об образовании РФ» в качестве одного из принципов государственной политики в сфере образования выдвигает развитие творческих способностей у обучающихся (Ст. 34). Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» призывает к необходимости развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной организации (п. 2). Стандарты нового поколения (ФГОС ДО) выдвигают новые требования к предметно-развивающей среде дошкольной организации. Вся система образования нацелена на развитие личности ребенка, его индивидуальности и творческих способностей, что подчеркивает безусловную актуальность темы нашего исследования.
Перед дошкольной образовательной организацией встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит в детский сад, вырос не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, способным, на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Цель: определить условия организации музыкально-развивающей среды, направленной на решения задач эффективного развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Конкретизировать сущность процесса развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста
2. Отобрать условия и средства организации музыкальным руководителем музыкально-развивающей среды для развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников
1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Исследования Б. М. Неменского, Д. Б. Кабалевского, О. Т. Леонтьевой, В. Г. Ражникова, Т. А. Жилинской, Т. М. Потехиной служат основанием для изучения технологических аспектов развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников средствами музыки, танца, живописи. Вместе с тем наряду с осознанием важности активного общения детей с искусством, отмечается недостаточный уровень эстетической подготовленности педагогов и неполноценность развивающего пространства, что влияет на сокращение доли детского творчества в образовательном процессе.
В. И. Андреев трактует творческую деятельность как духовно-практическую деятельность, непременным атрибутом которой является создание новых эстетических ценностей. В широком смысле творческая деятельность присуще той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности.
В. С. Русанова определяет творческую деятельность, как процесс целенаправленного педагогического формирования эстетическо-ценностной, эстетическо-мотивационной и эстетическо-творческой сфер личности средствами искусства, обеспечивающей способности личности к творческому самоопределению и самовыражению в соответствии с идеалом красоты, воплощенном в творческой деятельности.
Таким образом, руководствуясь современными принципами образования и передовыми исследованиями в области педагогики, мы придерживаемся мнения, что успешность развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников будет напрямую зависеть от созданных условий музыкально-развивающей среды.
2. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть насыщенной, вариативной, доступной и безопасной для ребенка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в нашем ДОУ уделяется большое внимание.
От того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
Содержание музыкальной среды постепенно усложняется по возрастам. Мы стараемся, чтобы оно ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, носило проблемный характер. Это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать, решать проблемные ситуации и творить.
На наш взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования, изготовленного руками воспитателей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды, постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
При изготовлении пособий мы стараемся использовать чистые цвета, предметы разных размеров, из разнообразных материалов. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам. Так, например, для изготовления музыкальной шкатулки достаточно взять мыльницу, наполнить её пуговицами, различными по размеру и фактуре, оклеить её клейкой лентой.
В своей практике мы также используем пособия, разработанные педагогом-музыкантом Е. Ю. Матвиенко «Весёлые кубики». Кубики мы изготовили из квадратных картонных коробок, украшенных самоклеющейся цветной бумагой. Главное, чтобы кубик был лёгким и не травмоопасным. Изображения на кубиках также выполнили из самоклеющейся цветной бумаги в виде аппликаций. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним.
Игра «Ритмический кубик» помогает развить у старших дошкольников слуховое внимание, ритмичность; использовать «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. ; закреплять навыки прямого счёта; вызывать положительные эмоции от игры.
Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
Современные исследователи (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, В. А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача в настоящее время современной педагогики – внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, сознательных отношений между детьми творческой инициативы. И поэтому этой работе уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения. Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют музыкальные уголки в группах. Они включают в себя не только инструменты, но и игрушки-самоделки, электронные поющие игрушки. Музыкальные уголки пополняются по мере взросления детей.
Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков, веточек и корзиночек и др. Слушая музыку. импровизируя музыкально-ритмические движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При построении предметно-развивающей среды образовательной области «Музыка» несомненно берут во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, методические разработки, нормы СанПиН требования программы воспитания и обучения, методические разработки и т. д. Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете. Все это подтолкнуло меня и других музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, основной целью которого стало формирование музыкально-развивающей среды, способствующей развитию самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М., 1967
2. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Рыданова, А. И. Катинене, М. П. Палавандишвили. - М, Академия, 2000.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования – электронный ресурс. [https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b3bc78b4c53a89521206d37_0.html]
4. Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности – электронный ресурс [https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b3bc78b4c53a89521206d37_0.html]
5. Творчество в музыкальной деятельности дошкольников – электронный ресурс [https://festival.1september.ru/articles/611314/]