Получи документы

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников и их значение в подготовке к обучению в школе

Ткачева Татьяна
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников и их значение в подготовке к обучению в школе

1 слайд. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации Российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Публикация «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников и их значение в подготовке к обучению в школе» размещена в разделах

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

2 слайд. В период завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка : за ним признали право быть личностью. А самостоятельность - верная спутница личностного развития.

3 слайд. Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

По мнению педагогов и психологов, истоки самостоятельности зарождаются уже в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.

Самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя:

- способность ставить перед собой задачу;

- способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения;

- способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Многочисленные исследования советских педагогов и психологов, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.

4 слайд.

1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.

5 слайд. 2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.

6 слайд.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

7 слайд.

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, без побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, девочка без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила присесть соседке, которая зашла к маме. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

По мнению психологов и педагогов, самостоятельность как интегративное качество личности включает в себя знания, нравственно-волевые качества и чувства. На каждом возрастном этапе самостоятельность имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте она проявляется в личной мотивации деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыках самоконтроля и самооценки действий и поведения.

В процессе обычной повседневной деятельности в детском саду происходит формирование коммуникативной самостоятельности, которая является естественным дополнением, как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным, так и ко всевозможным мероприятиям.

Таким образом, выстраивая работу по формированию самостоятельности у воспитанников, педагогам каждой возрастной группы нужно ориентироваться на их интересы, учитывать индивидуальные и возрастные особенности. В основе этой работы должны быть единые принципы и цели воспитания:

8 слайд.

Развитие Черт характера : дисциплинированности, самообладания, терпения, трудолюбия, честности;

Умения принимать решения, отбирать и накапливать для этого необходимую информацию;

Устойчивого целостного мировоззрения;

Навыков повседневной жизни (знать правила личной безопасности, обладать навыками бытового самообслуживания, бережно относиться к вещам и т. д.);

Навыков общения (устанавливать и поддерживать контакты с другими детьми и взрослыми, решать конфликтные ситуации).

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

9 слайд.

Моя коллега, выступающая передо мной, подробно рассказала, что такое инициатива и как ее развивать. Хочется добавить, что инициативы бывают ответственные и безответственные.

Безответственная инициатива – когда человек может сделать предложение или начать дело, не продумывая, кто и как это будет доделывать и довершать. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.

Ответственная инициатива - инициатива человека, у которого есть цели, есть свой максимум жизни, есть свое направление, продумано, кто и как будет доделывать и довершать дело. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. А самостоятельная деятельность как раз и способствует развитию детской инициативности.

10 - 14 слайд. Развивающая стена имеет большое значение для развития самостоятельности и инициативности дошкольников. Вашему вниманию представлены функционирующие развивающие стены, оформленные в группах детского сада № 17 «Звёздочка».

Они выполняют функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду и оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, что эффективно и целесообразно для дошкольников при подготовке их к обучению в школе. При систематической организации самостоятельной детской деятельности на развивающей стене я думаю, вы увидите положительную динамику развития самостоятельности у своих воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с вашими детьми, способы их мотивации.

15 слайд. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Ритуал планирования» — способ формирования самостоятельности и инициативности в двигательной деятельности детей Ритуал возможно применять на детях подготовительной к школе группе; это обусловлено необходимостью детям «записывать» свои пожелания, а.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.

ОО «Речевое развитие». Занятие по подготовке детей к обучению грамоте «Буратино готовится к школе» Дети здороваются с гостями, встают полукругом. Организационный момент: В: - Назовите имя сказочного мальчика, поменявшего азбуку на билет.

Педсовет «Развитие у воспитанников инициативности, самостоятельности, ответственности». Педсовет № 3 (28.03.2016) Тема: «Развитие у воспитанников инициативности, самостоятельности, ответственности». Цель: совершенствовать педагогическое.

Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности СЛАЙД 1 ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности,.

Развитие мелкой моторики у дошкольников — один из путей подготовки к школе Развитие мелкой моторики у дошкольников – один из путей подготовки к школе. Дедок Татьяна Сергеевна 1. Подготовка ребёнка к письму 2. Содержание.

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в школе Учить - не значит садиться за стол и вести себя как на уроке. Речь идёт о том, чтобы показывать ребёнку и делать вместе с ним то, чем вы.

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в школе (окончание) - Задавайте ребёнку ограниченное количество вопросов. - Учитывайте настроение, состояние ребёнка. - Сведите до минимума критические оценки.

Выступление на педсовете Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в музыкальной деятельности На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблеме развития самостоятельности детей.

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе. Художественно-продуктивная деятельность- вид.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников и их значение в подготовке к обучению в школе
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 08:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД