Ирина Григорьева
«Ритуал планирования» — способ формирования самостоятельности и инициативности в двигательной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ритуал возможно применять на детях подготовительной к школе группе; это обусловлено необходимостью детям «записывать» свои пожелания, а это или владение началами письма, или владение некоторой системой кодирования, пиктограммами, рисунками.
Проблема, которая решалась на группе, традиционна: дети слишком много ждут от взрослого в части организации их жизни: прямых указаний, что делать или не делать, что брать или не брать для игры или занятий. Но современные тенденции развития дошкольного образования побуждают педагога к иному – создавать условия для самостоятельного движения ребенка к культурному содержанию и принятым в обществе формам познания, деятельности и досуга. Речь идет о культурных практиках, в которых ребенок будет получать своё развитие. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенок организовал себя в общении и деятельности, и через это развивался, социализировался и получал положительные эмоции. Навязывать ребенку деятельности будет неверно. Но возможно дать ребенку возможность самому сочинить свой день с интересными для него деятельностями. Актуальна работа по данной технологии и в контексте подготовки детей к обучению в школе, она дает возможность подготовить детей к самоорганизации своей жизни и деятельности, при переходе от одной формы взаимодействия со значимым взрослым к другой.
Публикация «„Ритуал планирования“ — способ формирования самостоятельности и инициативности в двигательной деятельности детей» размещена в разделах
Суть (характеристика) технологии «Ритуал планирования» :
Технология дает детям опыт планирования предпочитаемой свободной деятельности, преимущественно коллективной, в течение дня. Ребенок видит, как разворачивается день, понимает его «обязательные» и «вариативные» части, свою возможность построить собственный день и продуктивно провести его с друзьями.
Основные идеи технологии: Воспитатель привлекает детей к планированию собственного дня. Выдается «бланк с расписанием», в котором выделены «якоря», то, что изменить нельзя, и свободное время, которое ребенок может заполнить самостоятельно (мы рекомендуем с друзьями, чтобы дела пересекались). Воспитатель берет на себя только напоминание о множественности вариантов (и спортивное, и художественное, и игровое дело). План вывешивается ребенком на видное место (у нас это магнитная доска, в соответствии с ним педагог организует детей и предлагает им самоорганизоваться. В рамках работы по предложенному Пилотной площадкой направлению - физическое развитие - педагоги акцентировали внимание детей на планировании двигательной активности.
На наш взгляд, применяемая нами технологии крайне полезна как составной элемент подготовки ребенка к обучению в школе.
С помощью технологии «Ритуал планирования» педагог:
• стимулирует осознание ребенком протяженности и насыщенности рабочего дня, множественности его вариантов и управляемости, а так же собственной ответственности за день;
• проектирует многообразие видов детской двигательной деятельности в течение дня, осознание их ребенком;
• развивает умение детей сговариваться по поводу совместной двигательной деятельности, объединяться и меняться оборудованием;
• учит делать выбор, ставить цель и планировать свою деятельность, формулировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, оценивать свои достижения;
• учит организовывать своё свободное время, самостоятельно находить себе занятие в режиме дня;
• учит ценить время, использовать его максимально и разнообразно;
• развивают самостоятельность, инициативность детей, волевые качества, укрепляют физическое и психическое здоровье.
В названии технологии есть слово «ритуал», и это не случайно. Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) определяется как вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых, выражающая определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал по сути - это традиционно выработанный метод социального воспитания (Толковый словарь). Именно в таком аспекте мы и рассматриваем данную работу – как процедуру для всех воспитанников группы, которая объединит их, раскроет ценность планирования собственной деятельности, настроит на виды работы.
Эту технологию мы рекомендуем использовать погружением, несколько дней (недель) подряд, ближе к концу учебного года. Все «планы» детей следует хранить.
Для работы по технологии в первую очередь необходимо создать условия:
Во-первых, актуальным является создание насыщенной среды, побуждающей ребенка к деятельности. Дети чаще планируют заняться тем и с тем оборудованием, которое для них привлекательно, ново, доступно. Педагог должен проектировать подобную среду, опираясь на принципы, заложенные во ФГОС ДО. Особое значение имеет своевременная ротация оборудования и игровых материалов, она обеспечит интерес дошкольников, закладывает многообразие деятельностей. Специальное сложное оборудование для реализации технологии не требуется – ребенок конструирует свой день на основе доступных и понятных видов деятельности и материалов.
Во-вторых, в качестве подготовки необходимо смоделировать листы с расписанием. В них включаются все события конкретного дня, с указанием времени, в то время, которое ребенок может спланировать сам – остается свободным. Отдельно - графа, в которой ребенок ставит метку о выполнении работы.
В-третьих, необходимо провести разъяснительную работу с родителями (в рамках встреч-бесед и консультаций по подготовке детей к обучению в школе). Необходимо подчеркнуть значимость соблюдения режима дня в жизни школьника, значимость планирования. И особую значимость самостоятельного и ответственного выбора собственной деятельности, и в дальнейшем – выполнения намеченных дел. В связи с этим, следует попросить родителей поддержать ту технологию, которая будет использована в детском саду, переспрашивать о планах, поддерживать достижение детьми результатов.
Работа по технологии проходит в несколько этапов:
1 этап – подготовительный:
Работа начинается с того, что воспитатель в присутствии детей пишет план работы, вслух переспрашивая их о ряде моментов: что запланировать на прогулку, какую подвижную игру выбрать. В беседе разъясняет детям, что такое план, для чего он нужен. Дальше предлагает детям игровой момент: предлагает зарисовать (записать) свой сегодняшний план – всё, что было запланировано, и всё, что они делали сами. Педагог раздает бланки, в которых отмечены постоянные моменты. Дети вписывают (зарисовывают) то, что вспомнили о себе, о своих делах. Воспитатель подводит их к идее о том, что если день планировать – то успеваешь больше, и не забываешь, что интересных и важных дел на свете множество.
2 этап - основной:
Педагог утром, до завтрака, предлагает детям листы для планирования. Работать нужно обязательно в мини-коллективе, чтобы дети могли обсудить друг с другом, сговориться по поводу совместных дел. Воспитатель подсказывает варианты, обсуждает с детьми уместность некоторой деятельности, ценит их работу. Далее в течение дня педагог напоминает детям о плане, напоминает делать отметки о выполнении. Проводится все это в игровой форме, без принуждения.
Воспитатель старается сделать работу по подготовке плана именно ритуалом – обычной формой, которая ценится, но подразумевается как ежедневная и необходимая.
Если ребенок в группе не может занять себя, ведет себя шумно и «бессмысленно», педагог вместе с ним подходит к плану дня, рассматривает запланированное. Педагог поддерживает в детях стремление ставить отметки о выполнении пунктов плана. Рефлексивный момент может проводиться или в конце дня, или по ходу исполнения дел.
Практика показывает, что дети хорошо принимают предложенный ритуал. Сами поддерживают его в группе. Воспитатель же получает дополнительный инструмент воздействия на ребенка – обращение к его собственному плану действия.
Может ли педагог управлять днём ребенка на основе данной технологии? Да, на этапе составления плана. Как уже упоминалось, детский сад углубленно работал по физической направленности, и в интересах педагога было введение наибольшего количества моментов и деятельностей, способствующих физическому развитию ребенка. На этапе планирования педагог «консультировала» детей о возможности включения видов двигательной активности в план дня – поиграть с мячом, шашками и т. д.
Т. о., технология «Ритуал планирования» очень полезна, интересна детям, способствует развитию самостоятельности и инициативности, в том числе в двигательной сфере.