Приложение МААМ

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды.

Наталья Габова
Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды.
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно

Слайд3

Публикация «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды,» размещена в разделах

Цель — создание эффективных условий для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей старшего дошкольного возраста. При создании развивающей среды поставили задачи.

- Способствовать проявлению инициативы и творчества в разных видах деятельности.

- Совершенствовать умение организовывать и завершать собственную деятельность.

- Воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели

Задачи приобретают особое значение в связи с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования на решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и самостоятельной деятельности дошкольников.

Слайд 4

В методических рекомендациях к написанию ООП ДО указано, что самостоятельная деятельность детей

свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, по ролевому принципу, уровню развития детей. .

Слайд 5,6,7 ф

Предоставление ребенку свободы, большого "поля" для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно - развивающей среды, помогает в полной мере реализовать задачи личностно - ориентированного взаимодействия

Слайд8

ФГТ рекомендует при создании развивающей среды соответствовать основным принципам

полифункциональности среды : предметно - пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности детей и самостоятельной активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной

Руководствуясь ФГТ в группе постарались удобно разместить оборудование и материалы в соответствии с линиями развития. Для организации коллективной и индивидуальной деятельности приобрели ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как:

разделители пространств

емкости для хранения атрибутов

. Слайд9,10,11 (фото)

Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Предметно-пространственная среда в группе организована так, Слайд 12,13,14,15,16

что материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находятся в поле зрения ребенка, доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

Детей приучаем все материалы складывать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.

Слайд 17

Для удовлетворения потребностей ребенка разместили объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка.

Информация, заложенная в предметно-развивающей среде побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность и самостоятельность

Новая форма работы организация НОД "задел на будущее" позволяет детям на основе полученных знаний, и заранее спланированной педагогом развивающей среды самостоятельно прийти к цели, используя метод проб и ошибок

Слайды 18,19

Так после ознакомления с "с солнечной системой" в образовательной области "познание" дети самостоятельно выкладывают макет планет из предметов заменителей. Дискутируют какой предмет подходит по цвету, размеру на какой дорожке находится та или иная планета.

Слайд 20, 21

Получив знания о ПДД и дорожных знаках, дети самостоятельно закрепляют ПДД, используя макет улицы, играют в домино "Дорожные знаки"

Слайд 22.23,24,25,26,27

После проведения НОД "Спички не игрушка" детям была поставлена проблема. Где будет жить кошка Мурка после того, как у нее сгорел домик и опять дети находят решение проблемы в самостоятельной деятельности : строят, клеят, рисуют, приходят к результату

Слайд 28

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является ее организованность, умение организовать сверстников в совместную деятельность например в игру Самостоятельность проявляется в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов. В процессе игры инициатива детей направляется на то, чтобы действовать по- своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива.

Слайд29,30.31,32,33

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активизирует действия, учит общению, яркому выражению своих чувств.

В группе подобраны фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, разнообразные предметы - заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута

Слайд 34ф

В старшем возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний. Приучаем детей самостоятельно выбирать книгу, правильно пользоваться ею.

Слайд 35,36

Для этого в познавательном уголке размещены знаки символы - указатели.

1 Как правильно пользоваться книгой. Что разрешается, что запрещается.

2 символы указатели колобок- сказки, ёлочка -природоведческая литература, глобус или знак опроса- познавательная, книги, принесённые из дома - домик и т. д. Что позволяет детям самостоятельно ориентироваться в разнообразии художественной литературы.

Слайд 37

В группе размещены разнообразные схемы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Например, для самостоятельных дидактических игр и игр с правилами для детей создана модель "Как играть?" Подойти - подумать-пригласить пару - играют вместе - положить на полочку.

Слайд38,39

В художественно - эстетическом направлении самостоятельность выражается в продуктивных видах деятельности, где формируются независимость ребенка от взрослого, стремление реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели. Для этого в центре размещены различные технологические карты "Как лепить?"Как рисовать?

Слайд 40,41,42,43,44

В опытно -исследовательской деятельности для самостоятельного экспериментирования, проведения наблюдений за свойствами предметов и материалов используем карты фиксации результатов После сравнения сравнения, анализа, дети самостоятельно заполняют карты фиксации.

Слайд 45

Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей способствует развитию самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она эмоционально насыщена и психологически комфортна.

Развивающая среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости, креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой самооценкой и самоуважением. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Игра как ведущий вид деятельности в формировании личности ребенка в дошкольном возрасте Достаточно актуальная тема сегодня это правильное и полноценное развитие детей. Хотелось бы поделиться с вами простой, но очень доступной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды.
Опубликовано: 6 апреля 2013 в 20:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Габова (УИ 60110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД