Получи документы

Развитие слоговой структуры слова у детей с ФФНР в условиях логопункта (из опыта практической работы)

Юлиана Кафарова
Развитие слоговой структуры слова у детей с ФФНР в условиях логопункта (из опыта практической работы)

В настоящее время представлены результаты многолетних исследований авторов, касающихся нарушений слоговой структуры слова у детей различной категории различных возрастных групп. На основе тщательного анализа данных литературы из таких областей научного знания как философия, психология, лингвистика, психолингвистика, нейропсихология, физиология и др. авторами определены механизмы, значимые для становления процессов слогового оформления слов детьми в онтогенезе, представлены данные, касающиеся состояния механизмов у дошкольников с речевыми нарушениями. Кроме того, охарактеризованы базовые неречевые процессы, развитие которых определяет успешность функционирования указанных психологических механизмов и обеспечивает возможность нормативного восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры слова.

Публикация «Развитие слоговой структуры слова у детей с ФФНР в условиях логопункта (из опыта практической работы)» размещена в разделах

Использую опыт отечественных и зарубежных исследователей в этой области мы предприняли попытку разработки Рабочей программы по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, которую можно использовать в условиях логопункта ДОУ.

Содержание коррекционной работы, представленное в Рабочей программе входит в обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Учитывая, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования предполагает осуществление образовательной деятельности по направлениям то, при построении программы, мы предполагали, что коррекционно-логопедическая работа по развитию слоговой структуры слова будет включена в реализацию нескольких направлений:

Социально-личностное развитие – так как деятельность направлена на ребёнка и предполагает его участие в коррекционно-логопедической работе в виде субъекта деятельности;

Познавательно-речевое развитие – так как слоговая структура слова рассматривается, как компонент общего речевого развития и непосредственно связан с неречевыми процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением);

Единство физического развития и воспитания культуры здоровья – так как коррекционно-логопедическая по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста предполагается через развитие двигательной сферы, учитывая связь между названными процессами.

Мы рассматривали обозначенную проблему с точки зрения нарушения восприятия и произношения слов различной структурной сложности у детей дошкольного возраста, а также в учёте того, что у дошкольников с нарушением слоговой структуры слова выявляются различный характер и степень проявления индивидуальных показателей несформированности структуры слова в зависимости о неречевых процессов.

К Рабочей программе разработано Приложение, которое возможно использовать в прикладных целях. Комплекс диагностических методик позволяет производить контроль и оценку особенностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры, нарушений оптико-пространственной ориентации, динамической организации движений и действий, способности к серийно – последовательной обработке информации у детей с нарушенным речевым развитием. На этой основе осуществлять коррекционно-логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ФФНР в логопедической практике.

Первичное исследование, коррекционная работа и итоговое исследование результатов усвоения слов различной слоговой структуры слова старшими дошкольниками с ФФНР проводилось на базе МДОУ детского сада № 1 «Оленёнок» в подготовительных группах для детей с ФФНР, получающих помощь в рамках дошкольного логопункта в сентябре 2012 года.

По своей структуре Рабочая программа соответствует Государственным требованиям, предъявляемым к программам дошкольных образовательных учреждений, она является комплексной коррекционной программой и охватывает ряд основных образовательных областей.

Как показали работы Л. С. Выготского (1996, А. Н. Леонтьева (1983, А. Р. Лурии (1997) и других отечественных исследователей, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе. Соответственно, физиологическим субстратом человеческих психических свойств являются не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные нервные системы.

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи.

Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления, совершенствуется мнестическая деятельность. Чем сложнее выполняемая ребенком деятельность, тем более выраженной оказывается его речь. Таким образом, речь способствует целенаправленной деятельности ребенка. Поэтому при построении программы нами был использован один из основных принципов коррекционной работы – связь речи с другими психическими процессами. Помимо этого мы учитывали:

• Принцип деятельностного подхода.

• Принцип поэтапного формирования умственного действия.

• Принцип комплексного подхода.

Для достижения наилучшего результата в ходе коррекционно-логопедической работы необходима взаимосвязанная работа различных специалистов: учителя-логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. При правильной организации их совместной деятельности эффективность работы повышается. При коррекции ФФНР особенно важной является совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя. И тот, и другой работают над развитием речи детей. Задачей учителя-логопеда в данном случае является правильно спланировать свою коррекционную работу, а также сформулировать рекомендации для воспитателя. Задачей воспитателя является выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Ребёнок знакомился с новыми слоговыми моделями на занятии логопеда, затем в процессе подгрупповой и индивидуальной работы данный навык отрабатывался совместно с воспитателем.

В ходе коррекционной работы мы предполагали, что дети могут научиться:

• Воспроизводить слова различной слоговой структуры;

• Определять количество слогов;

• Подбирать слова к слоговым схемам;

• Употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры без наглядных опор;

• Составлять предложения со словами различной слоговой структуры;

• Владеть элементарными навыками слогового анализа.

По окончанию логопедической работы нами проведено обследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ФФНР, которое показало положительную динамику: на начало года средний показатель слогового анализа составил 45%, на конец коррекционного обучения - 80%; воспроизведение слов различной слоговой структуры слова у детей с заключением : ФФНР. Стёртая дизартрия на начало года – 62,3% на конец коррекционного обучения 87,5%. Результаты мониторинга подтверждают эффективность предложенной нами методики.

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Учимся различать длинные и короткие слова.Учимся различать длинные и короткие слова. Уважаемые коллеги!Я работаю логопедом в речевой группе. Ни для кого не секрет, какая длительная и кропотливая работа необходима для того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слоговой структуры слова у детей с ФФНР в условиях логопункта (из опыта практической работы)
Опубликовано: 4 августа 2014 в 16:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД