Приложение МААМ

Развитие словаря у детей третьего года жизни

Татьяна Григорьевна Барзанова
Развитие словаря у детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1 представление

Слайд 2

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Публикация «Развитие словаря у детей третьего года жизни» размещена в разделах

Слайд 3

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря – освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение. Поэтому развитие словаря у детей рассматривается как одна из важнейших задач развития речи.

Для детей третьего года жизни характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Слайд 4

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности. Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего, нормального речевого развития. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр.

Вводятся в активный словарь детей слова, обозначающие величину и цвет, а так же обозначения некоторых физических качеств предметов (теплый, гладкий) и их свойств (бьется, рвется и др.).

Что касается обобщений, то в этом возрасте продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом ( например: чашки, тарелки, кастрюли – это посуда).

Речь детей быстро совершенствуется.

К 3-м годам словарь ребенка достигает 100-1200 слов. В его составе имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, служебные слова (союзы, предлоги, частицы, междометия.

Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. Особенно быстро увеличивается число существительных, медленнее растет число используемых прилагательных.

Дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими. Однако, важно не количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, представляющее грандиозную сложность. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушка, одежда). Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления.

Из всего этого можно выделить следующие особенности формирования словаря детей раннего возраста :

- быстрый количественный рост словаря и его качественное развитие.

- дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом.

А какие же задачи в словарной работе?

Слайд 5

Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.

Слайд 6

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

К методам накопления содержания детской речи относятся:

1 Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребёнок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда).

2 Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно.

3 Художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе с текстом. Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки.

А к методам, направленным на закрепление и активизацию словаря можно отнести :

1 Рассматривание игрушек. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых, жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда.

2 Рассматривание картин знакомого содержания направленно на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь.

Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи.

3 Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

4 Загадывание и отгадывание загадок. Ценность этого метода состоит в том, он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях, помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка.

Методические приё мы делятся на три основные группы:

1 словесные. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

2 Наглядные приёмы –показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

3 Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

Слайд 7

Дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста.

Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила и игровые действия.

Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки.

Ну а какие же бывают дидактические игры?

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Слайд 8

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Игры с природным материалом воспитатель организует во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Слайд 9

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, домино, лото.

Слайд 10

Словесные дидактические игры помогают развитию как видовых, так родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Изучив и проанализировав методическую литературу, я осознала, что дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у детей.

И врезультате, я составила картотеку дидактических игр, которая мне помогает в работе.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия в группе кратковременного пребывания для детей третьего года жизни «Кукла Маша» Игровое занятие Тема: «Кукла Маша» Цели: Развивать умение выполнять словесную инструкцию. Формировать словарь по теме. Развивать зрительное.

Конспект занятия «Игрушки» для детей третьего года жизни с задержкой речевого развития Конспект занятия по теме «Игрушки». Тема: «ИГРУШКИ» 1. Цель: развивать понимание устной речи взрослых с наглядным материалом и без него,.

Конспект занятия для детей третьего года жизни «В гостях у куклы Кати и ее друзей» Цель: продолжать закреплять представления детей домашних животных об особенностях внешнего вида, поведения, питания, способствовать развитию.

Конструкт НОД для детей третьего года жизни «Кошка Мурка и котята» конструкт НОД для детей третьего года жизни Тема: «Кошка Мурка и котята» Модуль познавательное развитие Разработчик: Иванова Е. В. воспитатель.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни» 1 младшая группа Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни Развитие речи от 2 до 3 лет. Этот возрастной период.

Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей третьего года жизни» Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как.

Развитие цветового восприятия у детей третьего года жизни в дидактических играх. Дидактические игры были направлены на освоение практических действий, формирование представлений об эталонах цвета и умственных действий.

Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.) Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые.

Сенсорное развитие детей третьего года жизни Cенсорное развитие детей третьего года жизни Знакомство с окружающим миром Знакомство с окружающим миром является важнейшим средством формирования.

Сенсорное воспитание детей третьего года жизни Система в организации человека, направленная на восприятие определенного окружающего мира называеться сенсорной (чувствующей).Задачей сенсорного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря у детей третьего года жизни
Опубликовано: 12 июля 2016 в 14:50
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словаря у детей третьего года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Григорьевна Барзанова (УИ 371300) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД