Получи документы

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы с ОНР

Анастасия Кужелева
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи

у детей старшей группы с ОНР.

Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.

Цели занятия :

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;

- познакомить с понятием «слово».

Коррекционно-развивающие :

Публикация «Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах

- развивать фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику у детей;

- развивать дыхание, голос и мимические мышцы.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Оборудование: ватные шарики, зеркала для каждого ребёнка, плакат с изображением ротовой полости.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:

ка-ко-ку пу-пы-пи

ку-ка-ко пи-пы-па

ко-ку-ка па-по-пу. И т. д.

2. Развитие общей моторики. «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Скачут на воображаемой лошадке.

Причешу ей шёрстку гладко, Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.

Гребешком приглажу хвостик

«Гладят хвостик».

И верхом поеду в гости. Скачут на воображаемой лошадке.

А. Барто

3. Развитие мелкой моторики. «Барабан»

Левой, правой!

Левой, правой! Стучат по столу левой, затем правой рукой.

На парад

Идёт отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.

На парад

Идёт отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.

Барабанщик

Очень рад:

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд! Ритмично стучат кулачками по столу.

А. Барто

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем показывает детям спиралевидные движения.

Логопед: Стали пальчики плясать, лобик, щёчки растирать.

Массажные движения осуществляются в следующих направлениях:

- от середины лба к вискам;

- вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);

- по мышцам щёк (от крыльев носа к вискам);

- от середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Изобразить, каким может быть взгляд: добрый, хитрый, печальный, злобный, радостный.

6. Развитие артикуляционной моторики.

- «Окошко». Удержать рот открытым под счёт до пяти.

- «Окошко закрывается и открывается» – спокойное открывание и закрывание рта.

- «Улыбка»«Трубочка».

- «Лопаточка».

- «Накажем непослушный язычок». Шлё пать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя-пя…

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра «Фокус». Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.

Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «О___». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: На прошлом занятии мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают различные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы произносим. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова.

Послушайте стихотворение и дополните его.

Где-то собаки рычали:

Дети: Р-р-р!

Логопед: В стойле коровы мычали:

Дети: М-м-м-му-у!

Логопед: В комнате мухи жужжали:

Дети: Ж-ж-ж!

Логопед: Мимо машины бежали:

Дети: Тр-р-р!

Логопед: Гудели от ветра все провода:

Дети: З-з-знь!

Логопед: Капала в кухне из крана вода:

Дети: Кап-кап!

Логопед: Перекликались в ночи поезда:

Дети: У-у-у! У-у-у!

9. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Логопед: Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Рот – это домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями –

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки.

Н. Новоторцева

Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.

10. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат определённый звук (А, У, Б или М, и произносит ряд звуков.

Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.

Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама … (косы).

Под землёю он живёт.

Землю роет старый … (крот).

Словно дом огромен он.

В зоопарке живёт … (слон).

Написал письмо я Знайке.

Но забыл наклеить … (марки).

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют … (пушки).

Логопед: Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки – это слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным полно,

А безымянных нету!

И всё, что только видит глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево – раз! Направо – раз!

Мы тоже можем так!

С. Михалков

Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (Дуб)

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами! (Жук)

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у дверей. (Зверей)

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку. (Точку)

Игра «Слушай и показывай». Логопед предлагает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки. (Мишка – миска, дочка – точка и т. д.)

Игра «Какое слово лишнее?». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово – Маня. От остальных оно отличается одним звуком.

Дом, дом, том, дом.

Банки, панки, банки, банки.

Балка, балка, балка, палка.

Порт, борт, борт, борт.

11. Итог занятия.

Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи).

Что такое: косы, крот, слон, марки, пушки? (Слова).

12. Оценка работы детей.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы с ОНР
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 11:06
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кужелева (УИ 187177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД