МААМ-картинки

Развитие слухового внимания (рекомендации родителям)

Лариса Максимова
Развитие слухового внимания (рекомендации родителям)

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без внимания к звучащей материи у ребёнка не сформируется правильное произношение, не выработаются навыки звукового анализа. Также важно различать, анализировать и различать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать слухи. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Ставьте ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице( «Слышишь, стучат: тук – тук!», покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т д.). Очень важно «переводить» звуки окружающего мира в речевые (звякнула посуда – скажите «дзинь»). Начните делать специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т д.). Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан. И если ребёнок ещё не говорит, игры со звучащими инструментами помогут вызвать у него звукоподражания: «бум-бум», «дин-дон», «ду-ду», разовьют чувство ритма, слуховое внимание. Вот несколько игр:

Публикация «Развитие слухового внимания (рекомендации родителям)» размещена в разделах

«Игра на барабане»Перед игрой предложите ребёнку рассмотреть, потрогать барабан, палочки барабана: «в барабан стучим, громко говорим: бум- бум-бум!»

«Игра на металлофоне» Перед игрой на инструменте предложите ребёнку рассмотреть, потрогать пальчиками клавиши, палочку металлофона: «звучит, звучит металлофон: дин-дон, дин-дон. Как звучит металлофон?» - побуждать стучать палочкой и говорить.

«Игра с колокольчиком» Предложите ребёнку рассмотреть колокольчик, прежде чем начать звонить в него: «колокольчиком звеним: динь- динь-динь- мы говорим. Как звенит колокольчик?- побуждать звонить, проговаривая «динь- динь»

«Игра с бубном» Предложите ребёнку рассмотреть бубен, прежде чем начать играть в него: «дружно в бубен постучим: бим-бим-бим – мы говорим. – побуждать стучать, проговаривая.

«Игра на воображаемой дудочке» Предложите ребёнку рассмотретьнастоящую дудочку и подудеть в неё. Тянем губки в сложенные кулачки, имитирующие дудочку: «В дудочку мы подудим: ду-ду-ду, ду-ду-ду! И молчать мы не хотим: ду-ду-ду, ду-ду-ду! Как играет дудочка?

После того, как ребёнок усвоил, как звучат инструменты, предложите ему игру

«Отгадай, что звучало?» (с музыкальными инструментами)

Можно начать с двух (потом до семи музыкальных инструментов, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросить ребенка отгадать, что звучало.

Детям более старшего возраста предложите поиграть в следующие игры:

«Отгадай, что звучало?» (с предметами) Перед ребё нком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвёт её, мнёт, стучит карандашом о чашку и т. д. Ребёнок внимательно слушает, отворачивается. Взрослый повторяет действия. Ребёнок называет, какое действие совершает взрослый.

«Шумящие коробочки» Ребёнок помогает взрослому класть в одинаковые коробочки сыпучие продукты (гречневая крупа, горох, фасоль) Ребёнку предлагают прослушать и запомнить звучание каждого продукта при встряхивании коробочки. Затем взрослый повторяет действия, ребёнок называет, что прозвучало. Вначале берутся две коробочки, затем их количество увеличивается (Это самодельный вариант «Шумовых цилиндров из методики М. Монтессори)

Игра «Эхо» Взрослый несколько раз стучит палочками одной об другую, стучит в бубен, проигрывает на металлофоне определённый ритмический рисунок. Ребёнку предлагают попробовать повторить (например, один удар – пауза – три удара и т. д.)

Игра «Повтори мелодию»Взрослый проигрывает короткую мелодию на металлофоне. Ребёнок слушает. Взрослый передаёт ему молоточек и предлагает повторить.

Игра «Сочини мелодию» Взрослый проигрывает короткую мелодию на металлофоне. Ребёнок слушает. Взрослый предлагает сочинить свою музыку»

Игра «Скажи, что ты слышишь?» Ребёнку предлагается закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, вой ветра, лай собаки… Можно устроить соревнование между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями, кто же услышит больше звуков? Игру хорошо проводить на прогулке

Игра «Наседка и цыплята» Мама – наседка, ребёнок – цыплёнок. Мама стучит палочкой о стол, сколько раз она стукнет, столько раз пропищит цыплёнок. Три постукивания – пи-пи-пи.

Игра «Жмурки с колокольчиком» Водящему завязывают глаза. Ребёнок с колокольчиком звонит, водящий должен дотронуться до него.

Игра «Жмурки с голосом» Водящему завязывают глаза, он должен поймать кого – нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой… Водящий, поймавший кого – нибудь, по голосу узнаёт, кого именно поймал он.

Игра «Найди игрушку» Цель: Развивать способность различать направление звука, слуховое внимание. Водящий находит игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан, звон колокольчика, хлопки в ладоши и т п. Сила звука меняется по мере приближения водящего к месту, где спрятана игрушка.

Игра «Громко – тихо»

Цель: Развивать способность различать звуки по силе и громкости.

Дети закрывают глаза. Воспроизводятся громкие и тихие удары. Дети должны угадать, где стучали. Когда слышите какой-то звук, спросите: «что это?», потом покажите, что это звучало.

«Кто так разговаривает?»

«Говорить» за разные игрушки – животных ( или записать на аудиокассету: «кря-кря», «хрю-хрю» и т д.). Попросить отгадать, кто так разговаривает.

Игра «Кто это?»Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок наугад вытягивает какую – либо картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул. Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети угадывают, кто изображён на картинке у ведущего, ведущий показывает картинку.

Постепенно усложняйте такие игры, используя больше звуков. Прошепчите малышу на ушко «секрет», пусть он тоже, что- то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать. Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят, изображайте волка с «толстым» голосом, потом с «тонким», пусть попробует это повторить сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят, или вы крадетесь по лесу, то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо, а как большая (громко, пусть ребенок повторит за вами

Игра «Три медведя»

Взрослый произносит реплику, а дети отгадывают, какой из медведей говорит.

Игра «Маленький – большой»

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей.

Взрослый произносит слог то низким, то высоким голосом. Дети отгадывают, кто говорит (например, мама-кошка или котёнок). Затем хором приговаривают слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ – так мяукает мама-кошка, а так котёнок –МЯ, МЁ, МЮ, МИ, МЕ. «А теперь я буду кошкой, а ты котенком». Кошка зовёт - МА, котёнок отвечает МЯ и т. д.

Можно использовать в игре большой мяч взрослый бросает мяч ребенку, произнося – МА, ребёнок должен ответить – МЯ и бросить мяч обратно.

Игра «Близко - далеко».

Дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок, играет дудочка и т. п.

Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши).

Пальчик о пальчик тихо бьем

Пальчик о пальчик тихо бьем

А потом в ладоши громко бьем.

Хлопаем в ладоши: бом – бом – бом

Разучить стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом)

Мышонку шепчет мышь:

«Ты что шуршишь, не спишь?»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише»

Игра «Кто назвал?»

Цель: Учить различать высоту, силу и тембр голоса.

Дети по очереди произносят «Ау», водящий отгадывает, кто произнес.

Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.

Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры.

Не забывайте при этом чаще хвалить ребенка!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Состав числа» для закрепления состава числа движением, изучения цифр, развития слухового вниманияДидактическая игра «Состав числа» для закрепления состава числа движением, изучения цифр, развития слухового внимания Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Игры для развития слухового внимания детей средней группы 1. «Что звучало?» Задание: демонстрируем ребенку звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминают, как звучит.

Игры на развитие слухового внимания и памяти Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер.

Конспект по валеологии с использованием упражнений на развитие слухового внимания «Умное ухо» для подготовительной группы ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: -дать детям расширенное представление об одном из важнейших органов чувств – слухе; -приучать беречь слух, соблюдать.

Развитие слухового внимания и памяти в режимных моментах. Внимание и память – процессы, теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить.

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (конспект подгруппового занятия для детей 4–5 лет) .

Рекомендации логопеда родителям Учите детей составлять рассказ, используя явления природы. Пришла весна. Солнце светит ярче, греет теплее. Снег тает всё сильнее. Побежали.

Рекомендации по развитию внимания и памяти. • Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений: – выкладывания узора из мозаики; – выкладывания фигуры из палочек.

Рекомендации родителям Рекомендации родителям, касающиеся свободы, развития, творчества и поведения ребёнка. 1. Ребёнок - самое деятельное существо в мире. Включайте.

Состояние произвольного зрительного и слухового внимания у дошкольников со стертой дизартрией Произвольное внимание, как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, начинает развиваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слухового внимания (рекомендации родителям)
Опубликовано: 3 марта 2017 в 21:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД