Ольга Корюкова
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средней группы через игру
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становление личности. В дошкольные годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённые отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средней группы через игру» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Такие игры наиболее полно формируют личность ребёнка, поэтому являются важным средством воспитания и развития детей.
И так: сюжетно - ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
В сюжетно – ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых. В средней группе ДОУ игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, запас знаний воспитанников об окружающем мире, позволяют нам, формировать у них более сложные умения в различных видах игр: сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства. Полноценного развития игра детей достигается лишь тогда, когда мы систематически и целенаправленно формируем эту деятельность, отрабатывая все её основные компоненты. Так при организации сюжетно – ролевой игры, мы выделяем для ребят, на фоне целостного сюжета и содержания, способы ролевого взаимодействия, поморгаем определить последовательность действий, раскрываем смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогаем оценивать достижения сверстников. Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребёнка, его направленности на социальное окружение, овладение различными формами и средствами общения, (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации.
В середине дошкольного возраста у ребенка происходит решительный перелом в отношении к сверстникам. На пятом году жизни однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают всё большее место в жизни.
Теперь уже наши дети сознательно предпочитают играть с другими ребятами, а не со взрослыми или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. В среднем дошкольном возрасте особое значение приобретает совместная сюжетно- ролевая игра. Существенное значение имеют так же дидактические и подвижные игры. В таких играх у детей формируются познавательные процессы, развивающая наблюдательность, умение подчинятся правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения
Т. О. Развивая и формируя коммуникативные навыки, в обстановке совместных игр своим примером мы показываем детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, мы побуждаем детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольный дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т. д.) и поиску тех предметов, которые могут выполнить необходимые игровые функции. В среднем дошкольном возрасте не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребёнок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимиках признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упрёки партнёров. В 4-5 летнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируя свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало.
Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения – уже не обнаружение общности (как у 3х леток, а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребёнок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств. Средством, помогающим ребёнку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнёрами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учить ребёнка совместной игре (желательно ролевой, помогать детям придумывать интересный сюжет – задача воспитателя детского сада. Обновляя и пополняя в нашей группе развивающую среду в соответствии с ФГОС, а также возрастными и индивидуальными особенностями наших детей мы в первую очередь уделили внимание игровым уголкам. Постарались максимально создать условия для успешной реализации игровых замыслов детей. Согласно плану дети играми в такие игры: «Детский сад», «Шофёр», «Магазин», «Угощение», «Путешествие на автобусе», «Больница», «Библиотека», «Ателье», «Подарки», «Гости», кроме этого в группах созданы картотеки по другим видам игр, в том числе игры по развитию коммуникативных навыков.
В среднем возрасте имеет свои особенности и развитие общения мальчиков и девочек. Общение мальчиков и девочек в 4-5 лет носит особенный характер: с одной стороны, это общение по поводу игры, в которой строго распределены роли в зависимости от пола, с другой – это непосредственное общение со сверстниками. В I случае в начале игры все роли классифицируются как роли для мальчиков и роли для девочек. Поляризация ролей четко выявляет выбор роли для девочек. Но постоянно помнить друг о друге, что одни – мальчики, а другие – девочки, ребёнок не может. Детская живая непосредственность берет своё : нередко дети играют друг с другом просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую идентификацию. И, всё -таки, именно в среднем дошкольном возрасте ребёнок открывает, что все люди делятся на мужчин и женщин: он обретает знания о том, к какому полу принадлежит он сам и как он должен действовать в той или иной ситуации. Для мальчиков мы приобрели наборы «Маленький помощник», различные виды конструктора, детям предоставлен большой выбор машинок и другие виды транспорта.
Итак: наиболее доступной и ведущей формой формирования коммуникативных навыков является сюжетно-ролевая игра. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т. п. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно сев в кресло – «ракету» - очутиться на Луне, при помощи палочки – «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни долго ещё будут недоступны. Объединяясь в сюжетно – ролевой игре дети договариваются и по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в игре ребёнок учится коммуникативным навыкам общения со сверстниками, но к сожалению, не всегда общение бывает созидательным и положительным. В условиях детского сада непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий проявления доброжелательного отношения к сверстникам. В случае возникновения проблем в общении детей далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый хочет взять вверх, не считаясь с потребностями другого ребёнка. Вмешиваясь в конфликты, мы учим детей осознанному выполнению норм поведения. Здесь на помощь нам приходят именно те игры, которые созданы решать задачи положенных коммуникативных навыков.
Таким образом, чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал коммуникативными умениями, необходимо, чтобы он как можно чаще вступал в контакт со сверстниками и взрослыми. Педагогически направленная организация жизни и общения детей в ДОУ позволяет ускорить формирование коммуникативных умений.