Папки-передвижки

Развитие связной диалогической речи детей. Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

Аниса Хунафина
Развитие связной диалогической речи детей. Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Использование нетрадиционного методического приема при обучении детей связной диалогической речи.

среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться самостоятельно этому довольно трудно. В этом нелегком деле – развитии речи детей дошкольного возраста – им должны помочь взрослые. Приемы обучения связной речи разнообразны. В своей работе я использую такой прием: ребенок в роли взрослого, когда он задает вопросы по тексту, строит беседу и т. д. - «становится педагогом»

Публикация «Развитие связной диалогической речи детей, Открытое занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

Начальным этапом работы является изучение основы предложения. Детям объясняю, что вокруг нас предметный мир. Вокруг нас живые и неживые предметы. Детям предлагается задавать вопросы друг другу: что это? кто это? Изучая слова-движения, дети научаются строить вопросительные предложения типа: что делает? что делал? что будет делать? При этом строится маленький диалог-репортаж со своим другом. Ребенку, задававшему вопросы, предлагается пересказать, что же делал, делает и будет делать его друг. Изучая тему «Признаки», я объясняю детям, что предметы отличаются друг от друга цветом, размером, формой, вкусом, на ощупь, предназначением и др., затем предлагаю детям самим задавать вопросы о предмете: /по схеме Т. Ткаченко/ и т. д. / - таким образом, развивается умение строить диалог друг с другом.

- Какой данный предмет по цвету?/по размеру, форме, объему и т. д. /

У детей в словарном запасе должно быть достаточно слов, обозначающих вопросительные слова. В этом направлении продолжаю работу при формировании интонационной системы речи у детей. Выявляется определенная последовательность появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей. В онтогенезе сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем – восклицательных высказываний.

Работа по развитию восприятия и опознавания в речи общих и специальных вопросов начинается со знакомства с вопросительными словами. Я читаю детям стихотворение, акцентированно интонируя вопросительные слова:

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего?

О ком? Что? Кому? Который?

Чья? Каким? О чем? (А. Тетивкин)

Демонстрируется изображение вопросительного знака с изучением стихотворения:

«Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом» и предлагается графическое изображение вопросительных конструкций.

После такой работы дети с интересом пересказывают знакомые сказки, используя вопросительные высказывания. Например, для маленького-взрослого пересказ сказки «Репка» может строится в двух направлениях:

1. Кто посадил репку?

2. Что посадил дед?

3. Какая она выросла?

4. Почему дед не смог вытащить репу?

5. Дед смог вытянут репку?

6. Кто пришел на помочь деду?

7. Кого позвал дед?

8. А еще кто пришел помощь?

9. Кого позвала бабка? и т. д.

10. Сколько всего персонажей тянули репу?

11. Почему они смогли вытащить репу?

- и в каждом случае ответы будут разные, так как в первом случае активизируются слова-движения, во втором – слова-предметы.

Хорошие результаты дает использование схемы при составлении рассказов по сюжетной картине или придумывании рассказов, состоящее из последовательных вопросов:

1. когда?

2. кто?

3. где?

3. что?

4. чем дело закончилось?

(Вот истории конец – любому делу венец)

/ Например: Это было однажды ранним утром. Коля решил погулять по летнему парку. В парке гуляло несколько человек. Вдруг он увидел в траве маленькую пташку. - т. д. /

Предлагаю конспект занятия, где при изучении лексической темы «Посуда» используется прием вопросно-ответной формы детей для подготовительной группы

«Развитие связной диалогической речи через малые литературные формы».

Цель: 1. Обобщение и расширение знаний детей о посуде;

2. Развивать умение задавать вопросы, стоить вопросительное высказывание. Выработать навык правильного интонирования повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений;

3. На основе изучаемого материала добиваться четкого, ясного, правильного произношения поставленных звуков, развивать навык самоконтроля над собственной речью;

4. Развивать умение эмоционально откликаться на воображаемые события, побуждать детей к осмыслению своих поступков и поступков других; способствовать образованию эмпатий: сопереживание-сочувствие-содействие.

Методы и приемы:

- наглядные: показ иллюстраций к сказке «Клякса» С. П. Кремнева, набор игрушечной посуды, чашка фарфоровая, бокал фаянсовый, горшок керамический;

- словесные:вопросы, рассказывание сказки, беседа, пояснение, уточнение;

- практические: артикуляционная гимнастика, пальчиковая игра, беседа детей по телефону;

- форма организации детей на занятии : фронтальная.

Оборудование: иллюстрации к сказке, набор игрушечной посуды. Два

телефона, альбом «Посуда», кукла, фарфоровая чашка, фаянсовый бокал, керамический горшок, листы бумаги и ручки.

Активизация словаря: фарфор, фаянс, керамика, диалог, шифровальщик и др.

Предварительная работа: чтение сказок «Горшочек каши», «Лиса и журавль», «Федорино горе».

Ход занятия:

1. Организационный момент: приветственно-коммуникативная игра:

Зашагал ножки весело по кругу.

Приведут нас ножки по дорожке к другу.

Раз, два, три - «Здравствуй!» говори.

Раз, два, три - руку мне пожми.

Побежали ножки весело по кругу.

Приведут нас ножки по дорожке к другу.

Раз. два, три – головкой поклонись.

Раз, два, три - мило улыбнись.

Поскакали ножки весело по кругу.

Приведет нас ножки по дорожке к другу.

Раз, два, три – хлопай веселей.

Раз, два, три – обнимись скорей. (С. Коротаева)

2. Основная часть.

Логопед: Представим, что у нас сегодня именины – день рождения зайчика Степашки. Он приготовил сюрприз. Чтобы узнать, что за сюрприз, нам надо выполнить все его пожелания. Что делают в день рождения? /ответы детей/

В день рождения выставляют самую красивую посуду.

а/ Вот и хочет узнать Степашка, все ли знают, что такое посуда? /ответы детей/

Посуда – это хозяйственные предметы для приготовления, еды, питья, хранения продуктов.

б/ Какая бывает посуда? Посмотрите на стол, какая здесь посуда выставлена? Какая посуда лишняя? /выставлена чайная посуда, лишний - бидон/

в/ Из чего делают посуду? Нужно составить предложение со словом поэтому. /ответы детей по альбому «Посуда» : Кувшин из глины, поэтому она …/

Показ фарфоровой чашки с объяснением: Фарфор – белый керамический плотный материал, полученный спеканием массы из огнеупорной глины, полевого шпата, кварца, каолина. Фаянсовый бокал – фаянс: мелкозернистый, обычно белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор. Керамический горшок –

Керамика: Изделие из обожженной глины.

г/ игра «Что где живет?»

Сахар живет в … - (сахарнице) (соль, сухари, масло, перец. чай, кофе, селедка, конфеты, салат, хлеб и т. д.)

д/ Дидактическая игра на закрепление употребления предлогов:

«Маленькие слова» :

- положи чашку в блюдце. Скажи, что ты сделал? / предлоги: на, под, за, перед, у, над/.

3. Артикуляционная гимнастика. Какие упражнения для языка вы знаете, где присутствует название посуды? /»Чашечка», «Лопаточка»/

4. Пальчиковая гимнастика «Вышла чашка погулять» с соответствующими

движениями.

Раз, два, три, четыре, пять – вышла чашка погулять.

Мимо чайник пролетает, чашку чаем наполняет:

Буль-буль! Ой-ой-ой – нужен сахар кусковой.

Раз, два, три, четыре, пять - вышел сахар погулять.

Мимо ложка пролетает, сахар в чае растворяет:

Дзынь-дзынь! Ой-ой-ой – нужен пряник расписной.

Раз, два, три, четыре, пять – вышел пряник погулять.

Рядом зубки поджидают, в прятки с пряником играют:

Хруст-хруст! Ай-ай-ай – по столу растекся чай.

Раз, два, три, четыре, пять – вышла тряпка погулять.

Тряпка в чае извозилась, тряпка фыркала и злилась.

Раз, два, три, четыре, пять – не хочу с тобой играть! (Скорикова Н. М.)

1. Что еще делают в день рождения? / Ответы: поздравляют, играют, соревнуются и т. д. /

Логопед: Самое главное – в день рождения гости общаются друг с другом, разговаривают, беседуют. Вы слышали слово диалог? Обобщение ответов детей : Да, диалог – это разговор двух людей, где они задают друг другу вопросы и отвечают. Темой для диалога будет сказка, которую принес Степашка. Она называется «Про Кляксу» С. П. Кремнева.

Сказка «Про Кляксу»

Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый своим долгом считал воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ее встречал, в ужасе говорил: «Какая желтая Клякса!». Тогда она зашла в магазин, купила красной краски и покрасила свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Нои этого никто не оценил. И она снова услышала: «Какая огромная Клякса в зеленой юбке!». Очень обиделась Клякса. Взяла она остаток синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась так, что размазала краску вокруг себя, и все дупло стало очень уютным и красивым. В это время пролетала Сова – мудрая голова (а Совы, как правило, близоруки и живут своим умом). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса, «Здравствуй, прекрасная незнакомка! – сказала Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась.

После рассказа логопеда детям предлагается поговорить о сказке друг с другом по телефону, используя иллюстрации. Примерные вопросы: О ком сказка? Где жила Клякса? Почему она не любила показываться людям? Почему она решила принарядиться? и т. д. – где вопросы задают друг другу дети.

2. Игра «Шифровальщики» - я прочитаю предложения из текста, а вы напишите только шифром. Шифр такой:. ? !

3. Скажите, а можно встретить Кляксу на самом деле? /ответы детей/

Логопед. На самом деле здесь имеется ввиду не Клякса, а, напр., встречаются люди непохожие на нас. Надо с пониманием относиться к таким людям, потому что они также плохо будут чувствовать себя, как и Клякса, если над ними будут смеяться. Надо им помочь по мере возможности.

4. Итог занятия. Что запомнилось?

Логопед. Я желаю всем и нашему зайчику Степашке добра, здоровья и хорошего настроения.

Список использованной литертуры:

1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий. М. 2009.

2. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. М. 2007.

3. Скорикова Н. М. Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии. Н-Челны. 2007

Публикации по теме:

Конструирование предметно-развивающей речевой среды в ДОУ Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Развитие речиРазвитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Автор публикации:
Развитие связной диалогической речи детей. Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 14:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной диалогической речи детей. Открытое занятие по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Аниса Хунафина (УИ 164440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД