МААМ-картинки

Развитие связной монологической речи старших дошкольников с ОНР

Ольга Быкова
Развитие связной монологической речи старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

По данным Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова.

Публикация «Развитие связной монологической речи старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность и непрерывность. Дети 4 – х лет могут самостоятельно пересказать знакомую сказку, охотно учат стихи, к 5 – ти годам пересказывают короткие рассказы, способны рассказывать об увиденном, объяснить причинно – следственные отношения, составить рассказ по картине, серии картин, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа. После 5 – 6 лет они сами придумывают рассказы, сказки, включая туда нередко эпизоды из собственной жизни.

У детей имеющих ОНР нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова во фразы или от произнесения отдельных звукоподражаний и жестов до развернутой речи с лексико – грамматическим несовершенствованием и фонетико – фонематиче-ским недоразвитием. У последних отмечается при составлении связного рассказа нарушение логической последовательности изложения, пропуски смысловых звеньев, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, узкое восприятие действительности, отсутствует самостоятельность в составлении рассказа. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладеть этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.

При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приёмы обучения с учётом возрастных и речевых возможностей детей, учитывать нравственную направленность сюжета. Используя серии картинок, важно научить устанавливать причинно – следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Дети должны рассказывать о знакомых местах, о красочных игрушках и предметах. Это способствует более эмоциональным и развёрнутым высказываниям.

Работу по формированию связной речи условно можно разделить на три этапа. На первом этапе необходимо научить детей составлять простые предложения по вопросам, по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов. На втором этапе совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. На третьем предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов).

По содержанию рассказы условно можно разделить на два вида: фактические и творческие. Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свое восприятие и память. Он должен точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов отражаются ощущения, восприятия ребенка (рассказы по восприятию) или представления (рассказы по памяти). К фактическим рассказам относятся: описание рассматриваемого растения, игрушки, какого-либо прошедшего события, например новогоднего праздника в детском саду, дня рождения и т. д. При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению, основанных на вымышленном материале, дети также используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребенок должен объединить теперь новой ситуацией, предположить какое либо событие.

При обучении детей рассказыванию выделяют:

1. Составление описательного рассказа по предметной картине. Описа-ния, в которых говорится о внешнем виде предмета в общем (общее впечатление, затем описываются его детали (форма, цвет, размер и т. д.). Например, составление загадок описания, данный вид деятельности выявляет характерные признаки, свойства и качества, ограничивать главное от второстепенного.

2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине. На таких картинах на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины («Река замерзла», «Мост через реку» и другие из тематических серий картин О. И. Соловьевой, В. Е. Езиковой и т. д.)

3. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине. Дети придумывают рассказ по опорным вопросам. Можно использовать картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и др.

4. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок.

На картинках подробно изображено развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н. Радлова «Гриб», «Тигр и зайчики» и другие, В. Сутеева (серия «Находка» и другие, иллюстративный материал В. В. Гербовой. Рассказы можно усложнить, в серии картин изображены отдельные, «ключевые» моменты действия, а также с пропуском какого-либо звена (серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» по сюжетам Н. Радлова, сюжетные серии из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).

5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюр-морту. Сначала предъявляются картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый (мальчик умывается, девочка подметает пол, мама моет посуду и другие). После того, как дети научатся грамматически правильно оформлять предложения, им предлагаются картинки, где действия совершают животные (кошка играет с клубком, мышка убегает от кошки).

После овладения детьми основными видами рассказа можно использовать видео и звукозаписывающие устройства. Например: один ребенок записывает рассказ, другой его прослушивает и придумывает конец. В игре «Исправь ошибку», записав рассказ, ребенок его прослушивает, исправляет ошибки, дополняет. При использовании видеозаписи можно составить цикла передач - рассказов по определенной лексической теме («В мире животных», «Путешествия в жаркую Африку», «Там очень холодно» и т. д.).

Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, выделять главное, последовательно строить собственное сообщения, которое должно иметь начало, середину и конец.

Предложенные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них умений составлять развернутые связные высказывания.

Список литературы:

1. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. - №2.

2. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1982. – 128 с.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М. : Изд. МГУ, 2005. – 485 с.

4. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : "Издательство ГНОМ и Д", 2003. – 112 с.

5. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учрежде-ний. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

Публикации по теме:

Консультация на тему «Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики» «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Автор публикации:
Развитие связной монологической речи старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 17:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной монологической речи старших дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Быкова (УИ 260393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД