Елизавета Ладонкина
Развитие связной речи у дошкольников с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение речи у дошкольников с синдромом Дауна носит системный характер. Поэтому, необходим комплексный подход к коррекции речи, в том числе, развитие связной речи.
Связная речь детей с синдромом Дауна характеризуется следующими нарушениями:
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников с синдромом Дауна» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
1) Позднее развитие речи.
2) Большой временной интервал между первыми словами и фразовой речью.
3) Длительная задержка на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи.
4) Длительный переход к самостоятельному высказыванию.
5) Необходимость в постоянной помощи и стимуляции речи.
6) Недостаточная сформированность диалогической речи.
7) Связные высказывания фрагментарны.
8) Нарушение логической последовательности.
Поэтому, развитие связной речи является необходимой задачей в индивидуальном маршруте речевого развития детей с синдром Дауна.
Развитие связной речи проводится на индивидуальных занятиях. Речевой и дидактический материал подбирается в зависимости от возраста и речевых возможностей ребенка.
Какие упражнения можно использовать на занятии для стимулирования связной речи :
-На занятиях я использую различные схемы предложений, фразовые конструкторы на самые простые фразы, например "папа ест",
затем фразу можно удлинять, выкладывая фразу из 3-4 картинок ("папа ест желтую грушу").
Если связная речь отсутствует, можно стимулировать ее фразами "Вот папа, вот мама" (на такие фразы тоже составляется схема, "это мама", "мама, иди".
-различные игры с сюжетом, например, "накорми животных, кукол" и т. д. Во время такой игры можно не только пополнять словарь, но и стимулировать фразы "На, ешь", "Ешь, мишка". Точно так же и другие игры - класть мишку спать, водить ("Мишка, иди").
-Выкладывание последовательного сюжета из картинок. Используются простые и понятные последовательности - картинки, где надувают шарик, лепят снеговика, где сразу видно, что было сначала, а что потом. Можно попробовать составить рассказ по картинкам с помощью вопросов.
-Опора на жесты. Если у ребенка плохо развита активная речь, но хороший пассивный словарь, в котором есть глаголы, предлоги, прилагательные и числительный, то фразы составляются с опорой не только на картинки, но и на жесты. Например, фраза "Дай мне яблоко" проговаривается в соответствии с речевыми возможностями ребенка и дублируется жестами для лучшего ее понимания окружающими, а так же, жесты являются подсказкой для ребенка, что нужно сказать.
Данные упражнения не все, их может быть много в зависимости от особенностей и интересов ребенка, это лишь основные, которые я использую в работе довольно часто.