Розалия Галлямова
Развитие творческих способностей через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.
Публикация «Развитие творческих способностей через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Учеными доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых зон» и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. От себя хочу добавить, что разнообразные действия руками, изготовление поделок, игрушек из различного материала, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития детей.
В последнее время все более популярными становятся игры и занятия направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук. Связано это с тем, что у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет 20 назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и пр. Сейчас же не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины, кухонные комбайны. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Я с уверенностью могу сказать о том, что уровень моторного развития рук, а именно сила, ловкость, скорость и точность движений и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Я считаю, что во время игр и занятий, направленных на развитие моторики кистей и пальцев рук ребенок активно получает знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Малыш приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, жизни. Создавая поделку, ребенок учится обдумывать ее схему, подбирать материал с учетом возможностей его использования, придумывать оформление, приемы изготовления. Что является немаловажным, ребенок учится анализировать свою деятельность, активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он активно познает свойства самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, природного и бросового материала.
С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как измениться поделка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, световое решение, применять другой материал и т. д.
По собственному опыту могу сказать, что развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому, так важно воспитывать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим. Труд детей воспитывает, наполняет содержанием их умственные и творческие интересы, возвышает эстетическую красоту.
Развитие познавательных мотивов – это основа подготовки ребенка к школе, залог того, что малыш будет расти наблюдательным, любознательным, сообразительным, находчивым, усидчивым, активно-творческим и самостоятельным. Очень важно понять: ребенок не исполнитель, а творец. Изготовление конкретной поделки не является самоцелью, а должно стать средством развития творческих способностей ребенка.
Результатом моей многолетней и плодотворной работы является мини – программа «Развитие творческих способностей через ручной труд», в которой показана актуальность данного вопроса на современном этапе, указаны цели, задачи и основные принципы работы с детьми в детском саду по ручному труду, подробно представлено содержание программы, по которой я провожу работу с детьми. В последние годы мне стала интересна работа в новом жанре изобразительной деятельности, а именно в пластилинографии. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Собранный мною опыт работы, заинтересованность детей и их родителей привели к написанию еще одной мини-программы «Развитие художественно-творческих способностей через пластилинографию».
Таким образом, подводя итоги хочу сказать, что организация работы по созданию продуктов детского творчества через ручной труд позволяет решать не только практические, но и воспитательные и образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования различных материалов. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.