Папки-передвижки

Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида посредством нетрадиционных методов

Коскина Валерия
Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида посредством нетрадиционных методов

«Развитие творческих способностей, через использование нетрадиционных форм и методов, учащихся коррекционной школы VIII вида, во внеурочное время»

Начало учебного года — это переломный момент в жизни каждого ребенка, который дети переживают по - разному. Одни из них не принимают специального учреждения, переоценивают свои возможности, другие воспринимают школу, как шаг к новой, взрослой жизни, как способ приобрести необходимые знания и умения. Наблюдая за детьми, видишь какие они разные: тут и достаточная уверенность в себе и напротив, робость, скованность, замкнутость и общительность, грубость и вежливость. Многое в характере и поведении ребенка зависит от того, в какой обстановке он воспитывался, какие навыки ему прививались. А это, в свою очередь, определяет его самочувствие среди сверстников и его статус в коллективе.

Публикация «Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида посредством нетрадиционных методов» размещена в разделах

В процессе практических дел, разнообразных мероприятий в нашей школе создаются благоприятные условия для коррекции и развития личности. В центре воспитательного процесса всегда находится ученик с конкретными проблемами, нуждами, интересами. В своей работе используем такие образовательные технологии, которые дают возможность развивать способности ребенка, ориентировать его на включение в окружающую социальную среду.

Одно из важных мест в системе занятости во внеурочное время принадлежит развитию творческих способностей и социальной активности учащихся через организацию досуговой деятельности. Детям предоставляется возможность реализации своих интересов и потребностей, развития индивидуальных способностей, общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников.

Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы дать учащимся не готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.

Вся работа направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие творческого личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.

Задача педагога, который работает с детьми с различным эмоциональным настроением, различными навыками поведения - создать единый коллектив, в котором наши дети хорошо себя чувствуют и по - товарищески относятся друг к другу.

Положительную роль в этом играют нестандартные формы внеклассной работы, где на первый план выдвигаются возрастные особенности и отношения к ведущему виду деятельности.

Эта деятельность имеет разнообразные формы: вечера, праздники, поэтические чтения, интеллектуальные бои, КВН, различные хобби, посиделки, разговоры по душам, театр одного актера, конкурсы, сценические картинки, спортивные мероприятия, веселые эстафеты и другие.

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

КВН – это соревнование двух или нескольких одновозрастных команд из 10-13 человек. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники – болельщики. Структура КВН:

- приветствие команд;

- разминка;

- конкурсы;

- конкурс капитанов;

- конкурс на лучшее домашнее задание.

Для болельщиков организуются специальные конкурсы, тем самым могут принести дополнительные баллы своим командам.

Конкурс – это личное или командное соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть, например: музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательный.

Викторина – познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастов. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний.

Дискуссия – организация обмена мнениями между учащимися. Предполагает деление класса на группы 4 – 5, 6 – 10 человек, члены которых выступают в роли ведущих или участников. Дискуссия может проходить в форме дебатов, заседания группы экспертов, «круглого стола», симпозиума, судебного заседания, форума.

Праздники – массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя 2 части:

- торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведение итогов;

- концерт развлекательного характера; показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы.

Экскурсии – выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Может быть учебного или культурно-просветительского характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и со стороны участников.

Игра – соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера : викторина, КВН, конкурсы, брейн-ринги.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные недели и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных конкурсов; республиканские творческие фестивали, общешкольные смотры-конкурсы.

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, спортивных игр и соревнований.

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела) : тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Минута славы», «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценировки или исполнения патриотической песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; неделя детской книги и музыки.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение туристских соревнований «Тропа здоровья», однодневных пешеходных походов; турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, шахматам и шашкам, мини-футболу; спортивных эстафет учащимися, педагогами); соревнований «Мы за здоровый образ жизни», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии.

Становятся популярными новые игровые формы: игры интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры, коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера, коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Мы не можем представить себе гармонически развитую личность без умения воспринимать прекрасное. Это прекрасное всюду: в природе, в искусстве, в чувствах, в пробуждении, в поступках человека.

Хочется, чтобы первые шаги детей, за пределами урока были бы шагами в мир прекрасного: надо как можно раньше воспитать в них черты борца, черты внутренне красивого и мужественного человека. Интересы, как и вкусы, воспитываются.

На первый взгляд кажется, что дети с ограниченными возможностями здоровья и развитие творческих способностей - понятия несовместимые.

Выставки, подготовка праздников (открытки ко дню учителя) и выступлений. Эти занятия способствуют :

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учащиеся принимают активное участие в деятельности школы, выступают на общешкольных мероприятиях, что способствует сплоченности классного коллектива, позволяет ребятам раскрыть свои творческие способности. В совместной работе над мероприятиями формируются навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самореализации.

С самого начала совместной работы для ребят создаются все условия и настрой на творческую деятельность. Благоприятный микроклимат образовательной среды внеклассных мероприятий и нетрадиционные методы их проведения позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение; принимать точку зрения другого; вступать в дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих.

Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Дети большую часть времени проводят вместе. Дети любят бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т. к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим.

Нестандартные формы работы во внеурочное время помогают педагогу формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

«. Никогда не теряй,

Не теряй своей мечты!

Твердо верь! Твердо знай!

Все на свете можешь, ты!.»

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Конспект урока ИЗО по декоративному рисованию «Панно «Снежинки» для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII видаКонспект урока ИЗО по декоративному рисованию «Панно «Снежинки» для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида Цель: Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой. Задачи: Образовательные: Учить детей рисовать предмет, состоящий.

Дидактическая игра для 1 класса коррекционной школы VIII вида «Узнай предмет по силуэту»Дидактическая игра для 1 класса коррекционной школы VIII вида «Узнай предмет по силуэту» В младших классах коррекционных школ VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей,.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Классный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII видаКлассный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида Тема: «Наша дружная семья» Цель деятельностная: формирование у учащихся положительного отношения к семье, правила поведения в семье. Цель.

Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида.Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель: Дать представление учащимся.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида посредством нетрадиционных методов
Опубликовано: 18 октября 2023 в 12:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД