Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Татьяна Истомина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Среди многообразия игр, у детей большой интерес вызывают театрализованные игры, игры - драматизации, сюжетами которых являются сказки, рассказы или театральные представления. Причем дети сами могут изображать персонажей сказки или их игрушки и куклы. Иногда они полностью передают содержание литературного произведения, но могут и изменять и дополнять его. Если сравнить эти игры с сюжетно-ролевыми играми, в которые дети играют каждый день, можно выявить отличия в характере игровой деятельности. Если в театрализованных играх заранее известно содержание, то в сюжетно – ролевых ребенок может менять и содержание и сюжет. Дети свободно разыгрывают литературные произведения и редко выходят за рамки заданного автором действия. Несоответствие между запланированными действиями ребенка и разыгрываемым в произведении часто расценивается как отсутствие творческих способностей. Но все же, отрицать возможность творческих проявлений детей нет основания, поскольку театрально – игровая деятельность развивает творческие способности.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр» размещена в разделах

Следует отметить, что из всех видов театрализованных игр самой востребованной является игра – драматизация, где дети сами предстают героями литературных произведений. В выдвинутой Н. Капринской проблеме развития способностей в игре – драматизации особое внимание уделялось способности к театральному творчеству.

Н. С. Карпинская, рассматривая игру-драматизацию как средство развития творческих способностей детей, выделяя сходство и различия игры - драматизации и сюжетно-ролевой игры. В них дети играют роли и действуют в соответствии с содержанием игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети выражают и испытывают впечатления, полученные от игры и взаимодействия со сверстниками, а в играх – драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражая жизнь своих героев. В игре – драматизации целью является хорошее исполнение роли. Она играет большое значение в художественном воспитании и развитии дошкольников, поскольку тесно связано с театром.

“В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме”, - так писал об этом отечественный психолог Б. М. Теплов. Участвуя в театрализации, дети переносят характер театрального искусства в игру – драматизацию. Игра - драматизация более сложная, чем сюжетно – ролевая игра, поскольку ребенок не только играет роль предложенного героя, но и находится в определенных условиях, предложенных автором произведения. Эти произведения «говорят», какие действия должен выполнять герой, но не сказано о движениях, мимике, интонациях. Вот здесь ребенок и проявляет детское творчество. Он подбирает изобразительные и выразительные средства для своего образа.

Чем активнее ребенок пробует себя в роли персонажей различных произведений, тем богаче его жизненный опыт и, соответственно, он раньше приобщается к театру, литературе, живописи и сможет достигнуть больших результатов.

Таким образом, игры-драматизации можно реализовать, если ребенок:

1. воспринимает литературные произведения, понимает их, сопереживает героям.

2. Знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается

3. Может применять не себе роли: ребенок-“режиссер”, ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).

Подведя итоги, можно сказать, что развитие театрализованной деятельности дошкольников зависит от следующих условий: индивидуальных возможностей и способностей детей в театрализованной деятельности, условий в семье ребенка, его родителей, педагогов, развивающих потенциал детей в игровой деятельности детей.

Театрализованное представление «Путешествие в сказку «Теремок».

Звучит музыка. В зал входят дети и воспитатель.

Воспитатель:

Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.

Все мы знаем,

Все мы верим:

Есть на свете

Чудный терем.

Терем, терем, покажись,

Покружись, остановись!

К лесу задом, к нам лицом,

И окошком, и крыльцом.

А вот и теремок. Давайте сядем и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто – то к теремку!

Мышка:

Я маленькая мышка,

Я по лесу брожу,

Ищу себе домишко,

Ищу- не нахожу.

Тук-тук! Пустите меня!

Воспитатель:

Никто не ответил. Решила она войти в теремок (ребенок входит в теремок).

Слышите дети, кто-то еще бежит к теремку.

Лягушка:

Речка, море и трава!

Теплый дождик, ква-ква-ква!

Я лягушка, я квакушка.

Поглядите, какова!

Воспитатель:

Увидела Лягушка теремок и давай стучаться в дверь.

Лягушка:

Тук – тук- тук! Открывайте дверь! (подходит к теремку и стучит).

Мышка:

(в теремке) Кто там?

Лягушка: Это я - лягушка – квакушка!

Пустите меня в теремок!

Воспитатель:

Мышка, пусти Лягушку – квакушку в теремок, а Катя тебе расскажет стихотворение.

Катя:

Для внучонка – лягушонка

Сшила бабушка пеленку.

Стала мама пеленать,

А малыш давай скакать.

Из пеленки прыг да скок –

И от мамы наутек!

Используемая литература:

1. Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализ. деятельность детей 4-6 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М. Просвещение. 2005г.

2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника : Програм. -метод. пособие – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004г.

4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса, 2004г.

5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа “Театр-творчество-дети” : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М. : АРКТИ, 2004г.

6. Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену: Кн. для учителя –М. : Просвещение 1993г.

Публикации по теме:

Фотоотчет по театральной деятельностиФотоотчет по театральной деятельности Театрализованные игры и представления в нашем детском саду применяются в ходе непосредственно-образовательной деятельности, праздниках.

Понятие о театрализованной деятельности. Консультация для педагогов Конспект для педагогов. Тема: «Понятие о театрализованной игре». Прежде чем начать разговор о педагогическом руководстве детской творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 17:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД