Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики

Софья Козлова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики

«Самое лучше, что есть в жизни-

это свободное движение под музыку»

А. И. Буренина

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной, деятельности с точки зрения формирования у дошкольников творческих способностей, умения самовыражаться, воображения и положительных качеств личности.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики» размещена в разделах

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, развивают умственные способности, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Танцевальная деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения и, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе. Танцевальная деятельность доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др. Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца. Это способствует легкой и быстрой ориентации в пространстве. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы ребенок ощутит тогда, когда научится раскрепощаться, свободно, легко двигаться в пространстве.

Цель: Способствование всестороннему развитию личности дошкольника посредством ритмопластики.

Для достижения этой цели определила задачи:

1. Способствовать развитию МУЗЫКАЛЬНОСТИ И РИТМИЧНОСТИ

2. Способствовать развитию ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

3. Способствовать развитию И ТРЕНИРОВКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: памяти, мышления, воображения, интеллекта, речи

4. Способствовать развитию НРАВСТВЕННЫХ и СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ: коллективизм, готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, самостоятельность, дружелюбие по отношению к детям, взрослым, животным и. т. д.

5. Способствовать развитию ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ ПОД МУЗЫКУ

Свою работу я построила на общепринятых педагогических принципах: 1. Доступность

Для полноты передачи музыкального образа выбираю доступный, понятный, данной возрастной группе музыкальный материал, продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.).

Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

2. Гуманизации,

Деятельность строю на основе комфортности, доверительного общения с взрослыми и сверстниками. При ее проведении учитываю возраст детей, их физическую подготовку и обеспечиваю рациональную двигательную нагрузку.

3. Творческой направленности,

результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

4. Красочности

Для наилучшего восприятия репертуара, стараюсь подбирать музыкальный материал, отличающийся яркостью, красочностью, неординарностью.

5. Систематичности и последовательности.

Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его в последующей деятельности.

Чередую пассивный и активный материал.

6. Преемственности

Сбалансированность музыкально – ритмической деятельности, только такой подход к содержанию музыкального воспитания и образования поможет решить проблему преемственности, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер;

7. Демократичности

Веду подбор музыкального материала с учетом уважения к народам других наций и культур, проникновению в их культуру и особенности, разучивание движений и танцев.

8. Интеграции

Для гармоничного развития личности и целостности картины мира дошкольников использую синтез образовательных областей и способов их изложения, обучения.

9. Научности

Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

Работу по ритмопластике я провожу по этапам :

I этап - подготовительный

Воспитываю у детей интерес у детей, потребность в движениях. Показ движений педагога должен быть выразительным и красивым, вызывая сначала у детей желание подражать, потом выполнять самостоятельно, а затем творчески интерпретировать.

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, при этом и дети я получаем удовлетворение от музыки, движений, от общения. Такой настрой способствует эмоциональному «заражению», установлению тёплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психических комплексов, чувства неуверенности. Использую такие способы, как словесные указания, привлечение внимания к звучанию характера вступления и заключения, частей (куплетов, припевов, зрительные и слуховые сигналы. Большое внимание уделяю тщательному подбору музыкального материала. Репертуар подбираю так, чтобы музыкальные произведения были интересны детям. Были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывали вкус ребенка: плясовые, современные детские песни, плавные танцевальные мелодии, русские народные, эстрадные. По характеру: веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, и т. д. На данном этапе развиваю динамическую сторону детского общения: легкость вступления в контакт с партнером, инициативность. Для решения этой задачи использую коммуникативные танцы и игры: «Поплясать становись», «Вышел Ваня погулять», «Найди себе пару», «Ивушка», игра «Веселый бубен» ты катись веселый бубен, быстро быстро по рукам, у кого остановился, тот сейчас станцует нам и др.

Образовательную деятельность я стараюсь построить так, чтобы с первых дней дети приучались чувствовать связь между музыкой и движением, развивалось желание двигаться, когда звучит музыка, получать радость и эмоциональный отклик на музыку. Для этого стараюсь с самого раннего возраста, прежде чем предложить прослушать музыку, игру или начать разучивать танец, задаю вопросы о характере, темпе музыки, и ассоциациях, возникших при ее прослушивании. Чтобы развить музыкальность я предлагаю движение, игру, задаю вопросы о характере и темпе музыки, предлагаю двигаться в соответствии с характером музыки. Также в режимных моментах использую дидактические игры, песни направленной тематики: - «Танец, песня, марш»

Например, детям раздаются карточки с изображением детей, поющих песню, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих Дети слушают небольшие фрагменты музыки и, отгадав, поднимают карточку, затем детям предлагается воспроизвести данный танец

. Уделяю внимание элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец. Во время исполнения музыкальных номеров, использую простые движения, жесты, для более полной передачи музыкального образа и неразрывной связи музыки и танца.

2 этап Деятельный

На этом этапе начинаю работу с детьми по развитию творческих способностей, корректировке методов и средств достижения поставленных задач. Развиваю у детей способность «видеть» музыку, передавая в пластике ее характер, образ, тончайшие нюансы. Одним из наиболее ярких способов для точного видения музыки и более детальной передачи характера, образа считаю метод импровизации. Часто применяю это метод в играх, этюдах, танцах.

Перед тем как начать работу с новым танцем или образом, я предлагаю детям прослушать музыкальное произведение и сделать простейший анализ выразительных особенностей, представить данный образ или настрой и попробовать в игровой форме его воссоздать, танцуя вместе с педагогом, или индивидуально, давая каждому возможность выразить свои ощущения, эмоции. Сначала это несложные этюды и образы (грустный заяц, кукла, роботы, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д., затем – это импровизации в танцах («Бабочки», «БОГАТЫРИ»)

Также использую различные игры, основанные на методе импровизации, с помощью которых даю возможность каждому из ребят выразиться, также сама могу проследить, кому удается более точно передать нужный образ, характер произведения, а кому необходима корректировка, направление, подсказка.

Например, игра «Волшебная тропинка» дети строятся за ведущим, держась за талию впереди стоящего. При проигрывании разнохарактерных, контрастных произведений ведущему необходимо выбрать шаги, соответствующие музыкальному образу, характеру произведения. Для этой игры использую музыку Э. Григ «В пещере горного короля», С. С. Прокофьев «Детский марш», П. И. Чайковский «Вальс цветов»

В ход занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку:

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю для себя, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении. В процессе таких игр развиваю образное воображение и потребность к самовыражению под музыку, пластическую выразительность, способность воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

Работа над выразительностью исполнения начинаю еще до того, как дети полностью овладеют двигательными навыками, сразу же после их первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.

Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (сюжетные танцы и игры) «Танец Золушки и Феи а потом и Принца», «Танец Красной шапочки и волка», «Танец Моряков и морячек», «Танец поварят с ложками», танец с показом мод «Модница», «танец Богатыри», «Матрёшечки»

В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта уверенным, выразительным исполнением каждого движения.

Совершенствуя нравственные и социально – коммуникативные качества личности детей, развиваю умение сопереживать другим людям и животным. При исполнении танцев ощущать себя командой, выполняющей одну общую задачу, Все мои танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение детей друг к другу. Они производят положительные, радостные эмоции и на этапах разучивания и во время выступлений перед зрителями. А простота и доступность движений позволяют ребятам с интересом разучивать, с легкостью запоминать движения, выразительно передавая танцевальный образ.

3 этап заключительный или рефлексивный

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

На этом этапе стараюсь не только работать над выразительностью движений, но и легкостью, точностью их исполнения, координацией (синхронность). Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:

«Волшебные краски», «Прогулка по сказочному лесу» и другие.

Я продолжаю работу по совершенствованию умения свободно импровизировать под незнакомую музыку, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, предоставляя детям больше самостоятельности. Добиваюсь завершённости передаваемого образа при помощи атрибутов и костюмов для танцев и упражнений (цветочки, ленты, шары)

Для полноты условий развития и целостности восприятия всех эстетических замыслов отдаю предпочтение конструктивному взаимодействию с семьей. Налаживаю партнерские отношения с родителями воспитанников.

Это заключается в подготовке праздников и мероприятий, подготовке костюмов, совместных выступлениях. Именно в дошкольном возрасте закладываются многие качества, которые формируют личность человека: ответственность, способность выбора, уважение к людям, не зависимо от возраста, веры и пола, закладываются социальные и культурные навыки, основы здорового образа жизни, безопасности поведения.

Именно поэтому необходимо отводить большую роль посещением социально- нравственным объектам, таким как Арзамасский театр драмы, историко-художественный музей, городская библиотека-филиал №5, посещение «аллеи славы», «вечного огня», центра ремесел Арзамасского района и. д. р

Практика показала, что регулярное включение танцевальных элементов в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию музыкальности и творческих способностей, формированию эмоциональному настрою, учит правильному общению со сверстниками, животными и взрослыми. А самое главное, детям эти занятия доставляют огромное удовольствие: поднятие настроения, разнообразие музыкального материала, красочностью передаваемых ими образов, простотой их исполнения.

Благодаря системе танцевальной деятельности у моих воспитанников: происходит укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развиваются органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма. Для ребят характерна правильная осанка, высокая работоспособность, повышение жизненного тонуса организма, а самое главное – большой эмоциональный настрой, который формирует их добрыми, открытыми и жизнерадостными людьми в будующем.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возрастаРазвитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из приоритетных направлений нашего детского сада «Родничок» - является художественно-эстетическое развитие воспитанников, признание.

Развитие музыкальных способностей и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 комбинированного вида» - «Детский сад № 64».

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительное искусство Искусство, в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по лепке «Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, изменяет.

Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста Тема: «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста» Цель: изучить особенности и возможности развития.

Педсовет «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности» Теоретические материалы к педсовету «Развитие творческих способностей воспитанников в коммуникативной деятельности» Терминологический.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя средней детского сада «Буратино» п. Пруды Нижегородской области Вихаревой Татьяны Владимировны.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации из нетрадиционных материалов Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста. Задачи: -Овладение.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Актуальность исследования в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельностиРазвитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельности Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельности Шелудько Ю. В. воспитатель МБДОУ ДС №251 г. Челябинска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики
Опубликовано: 13 марта 2017 в 01:38
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики» (включая файлы) размещена пользователем Софья Козлова (УИ 1083000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД