Елена Матреничева
Развитие творческих способностей детей в процессе художественного труда совместно с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
Тема: Развитие творческих способностей детей в процессе художественного труда, совместно с родителями.
Воспитатель: Матреничева Елена Владимировна, высшая квалификационная категория.
Актуальность: Развитие творческих навыков детей с использованием всего многообразия материала и техник исполнения в тесном сотрудничестве ребенка, семьи и ДОУ.
Цели:
Публикация «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного труда совместно с родителями» размещена в разделах
• Вовлечение родителей в совместное решение задач художественно-эстетического развития ребенка.
• Формирование творческой активности ребенка в восприятии мира.
• Развитие умения воплощать увиденное в работах.
Задачи:
• Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности через простейшие практические действия;
• Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности и деятельности в группах;
• Обобщение знаний, речевое развитие, воспитание бережного отношения к выполненным поделкам;
• Воспитание желания творить своими руками и дарить радость окружающим.
В нашем детском саду много делается для художественно-эстетического воспитания малышей. Реализация долгосрочного образовательного проекта «Маленькие волшебники большого мира» помогает детям формировать чувство прекрасного. Мечтать и творить.
Впечатления раннего детства остаются в долговременной памяти. Полученные детские впечатления эмоционально затрагивают воспоминания человека, особенно если они были привнесены взрослым, способным к творчеству. Наблюдая творческую деятельность взрослых, принимая участие в ней, малыш «учится» нестандартному, созидательному подходу к решению самых простых, элементарных задач.
Приозерье – наша малая родина. Красота нашего края необыкновенна и зимой, и весной, и летом, и осенью. Поражает воображение необъятные лесные просторы, гладь озер и рек.
Творчество свойственно только человеку. Творческое развитие ребенка начинается с раннего детства. Велика роль социального окружения и творческой одаренности людей, которые «на своих ладонях» преподносят малышу первые «уроки» творчества. В начале ребенок с интересом наблюдает за окружающим, всматривается в мелочи, фантазирует. Затем, наблюдает за работой, потом начинает помогать, а скоро уже сам может что-то вырезать, склеить и даже смастерить какую-то конструкцию. Уроки фантазии становятся для ребенка и уроками мастерства, терпения, аккуратности. Они насыщают и разнообразят его общение, показывают, как много интересного может таить в себе самая простая вещь, если к ней прикоснутся умелые руки. Наша задача обратить внимание на окружающую нас красоту, увидеть ее и научить некоторым приемам работы с различными материалами. А дальше, при помощи своей фантазии дети сами смогут придумать и воплотить задуманное в невероятно красивые вещи.
Используя в совокупности многообразие представленных ранее техник, дополняя ее творческой фантазией, мы делаем замечательные работы.
Например, увиденных на экскурсии лебедей, мы воплотили их в своих работах, используя пух, перо, ткань, природный и бросовый материал, бусинки.
Наблюдая за рыбками в аквариуме, рассматривая иллюстрации в альбомах и книгах, создали сказочный образ рыбок с помощью цветной бумаги, природного материала, бросового материала (фантики, упаковка для цветов, бусинки, пуговицы.
Прочитав сказку о жар птице, я предложила детям, совместно с родителями, придумать образ сказочной птицы и выполнить ее. Из множества работ была организованна выставка, на которой были выбраны самые интересные работы. Призером этой выставки была определена коллективная работа старшей группы в техники изонити и жатой клееной ткани и атласной ленты.
На занятиях по ознакомлению с окружающим, рассказывая детям о цветах и используя имеющийся в запасе материал мы создавали с детьми панно для украшения интерьера детского сада, в котором использовали сухие листья и цветы, бересту, солому, засушенный лист монстеры.
Летом большую часть времени проводим на улице, ходим в походы в поле, запускаем воздушного змея, а также любуемся на бабочек, гусениц, божьих коровок и других насекомых. А затем воплощаем увиденное в работах. Представляю детям возможность выбора техники и материала для работы. Как то аппликация из тесьмы и кожезаменителя, ниткография, использование всего многообразия бросового материала (фантики, пластиковые баночки и бутылки и др., помпончики ох ниток, бусинки, пуговицы.
Заботясь о птицах, развешивая кормушки и скворечники, мы можем воочию наблюдать за синичками, снегирями, дятлами. Окружающая нас природа позволяет видеть все в действительности, а не только на картинках. И мы воплощаем увиденное в работах при помощи природного материала, техник оригами и ниткографии, аппликации из ниток-стригушек.
Огромное удовольствие, большое впечатление остаются у детей от общения с бабушками и дедушками на дачах и в деревнях, где они вместе собирают урожай, помогают кормить домашних животных. А семейное чаепитие за общим столом оставляет неизгладимое впечатление, которое превращается в замечательные поделки из природного материала, ниток-стригушек, цветной бумаги, соленого теста, раскрашенного акварельными красками.
А по осени чудо леса – грибы, собранные вместе с родителями в корзинки, которые мы делаем из пластиковых баночек и мягкой цветной проволоки, и грибы, сделанные из бумаги и пластиковой бутылочки.
К праздничным, календарным датам мы делаем открытки, панно, плакаты, ширмы, объемные игрушки, подарки. Используем для этого све многообразие материала и техник.
Семья и детский сад – та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования. Только творческий союз и совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение воспитателей и родители могут наполнить жизнь ребенка интересными делами и посильным трудом.
В семье нужно создавать условия, которые требуют от детей самостоятельных, но не бесконтрольных действий. Родители должны поддерживать воспитателей не только при формировании самостоятельности, но и при развитии самоконтроля ребенка.
Преемственность в трудовом воспитании ребенка в детском саду и в семье будет тем прочнее, чем лучше родители подготовлены к роли воспитателей.
Проведение выставок и дней открытых дверей заметно усиливает интерес родителей к трудовому воспитанию ребенка в д/с, а также проведение совместных с родителями праздников, игровых занятий в рамках темы «Мы нужны друг другу».
С этой целью полезно проводить семинар-практикум для родителей и лекции по актуальным вопросам развития и воспитания.
Помогая родителям в организации творческого воспитания детей, педагог должен заботиться о том, чтобы успешный опыт родителей не пропал даром, и им не могли бы воспользоваться другие родители. Для этого на собраниях и семинарах можно организовать обмен опытом между родителями путем распространения анкет, опросных листов, а также постоянно действующую выставку работ: «Вместе с папой, вместе с мамой», «Что я сделал дома» и т. п.
Родители и воспитатели должны уметь зажечь детей, расположить их к себе, работать так, чтобы детям было интересно; руководить их действиями умно и тактично, чтобы они понимали, что семья и воспитатели – союзники, и что конечные цели у всех едины.
«Мы нужны друг другу» - и пришли в этот неповторимый мир дарить тепло своей души, творить красоту, обогащая и наделяя маленькую личность способностями видеть и восхищаться, восхитившись – мечтать, мечтая – творить. Подтверждением этого являются коллективные работы выполненные в различных видах техник воспитателем, совместно с детьми и родителями.