Надежда Короткова
Развитие творческих способностей старших дошкольников через изобразительную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество нуждается в уверенном человеке, который способен ориентироваться в любой жизненной ситуации, умеет находить решение в нестандартной ситуации и обладает гибким мышлением. Такие качества определяют показатели творческих способностей, которые необходимы для комфортной адаптации в обществе.
В Федеральном государственном стандарте ДОУ предполагается быстрота в переходе к проектированию в современном образовательном пространстве. Требуется выявить и раскрыть потенциал дошкольника, развить его индивидуальные качества, создавая для этого условия, способствующие обогащению опыта и роста личности[1]. Такие уникальные возможности можно найти в образовательной области как «Художественно-эстетическое развитие». Данная область включает в себя изобразительную деятельность, выступающую основой и важнейшим условием развития творческих способностей дошкольников[2].
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников через изобразительную деятельность» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей у детей дошкольного возраста свидетельствует, что в основу такого процесса входит продуктивная деятельность дошкольников. Большинство исследователей и ученых считают, что такая деятельность дошкольников способствует развитию творческих способностей[3]. Познакомившись с исследованиями, предметом которых являются творческие способности и их развитие разнообразными продуктивными видами деятельности, говорит о том, что такие виды деятельности оказывают огромное влияние в становлении психического и личностного развитая дошкольников.
Отечественные ученые А. В. Запорожец и В. В. Давыдов устанавливают, что дошкольник способен в процессе изобразительной деятельности выделять существенные свойства, устанавливая связи и отражая их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умения планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал[3, с. 13].
Развитие творческих способностей дошкольника проявляются в изобразительной деятельности, танцах, музыке и т. п. Дошкольник фантазирует вслух, играет со звуком и словом. В таком возрасте дети хорошо понимают разговорную речь, выражая свои мысли и желания.
Наиболее эффективным средством, развивающим творческие способности, является изобразительная деятельность детей. Изобразительная деятельность является важным компонентом художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, которая направлена на эстетическое освоение мира с помощью изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком[4].
По мнению таких ученых как О. М. Дьяченко и К. Торренс, развитие творческих способностей и изобразительная деятельность занимает особое место в развитии дошкольника[3, с. 18]. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.
В современной педагогике и психологии доказывают, что изобразительная деятельность необходима для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность воспитывает и обучает всестороннюю личность ребенка. Педагог Т. С. Комарова говорит, что в изобразительной деятельности происходит удовлетворение потребности в продуктивной и обычной деятельности дошкольника. Художественно-эстетическое развитие дошкольников идет от наглядно-чувственного впечатления до создания продукта при помощи изобразительных средств. В каждом ребенке с рождения заложен потенциал, который развивается только при благоприятных и комфортных условиях[5]. У дошкольника хорошо развито интуитивное мышление, фантазия, креативность и творческое мышление. Важно правильно использовать потенциальные возможности, тем самым помочь развиться высокому уровню творческого потенциала ребенка.
Из этого следует, что необходимо организовывать систему работы, учитывающую особенные стороны дошкольника и обеспечивающую их эффективность в развитии. Для этого необходимо диагностировать динамику и уровень развития каждого ребенка.
На базе МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 3» Всеволожского района мною был проведен ряд диагностических методик на выявление уровня творческих способностей и особенностей изобразительной деятельности старших дошкольников. В диагностический комплекс входили модифицированные методики: методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко; методики В. Синельникова и В. Кудрявцев: диагностика универсальных творческих способностей для дошкольников «Облако в комнате»; методика «Сложи картинку»; методика «Помоги спасти мишку»; методика «Изучения особенностей изобразительной деятельности».
Результаты детей старшего дошкольного возраста показали, что развитие компонентов творческих способностей недостаточно сформированы, в том числе уровень изобразительных умений и навыков находится на низком уровне, ввиду чего требуется проведение работы, ориентированной на повышение показателей творческих способностей (воображение, творческое мышление) детей через изобразительную деятельность. Полученные результаты говорят о необходимости проведения специальной целенаправленной работы педагога в этом направлении. На мой взгляд, выявленную проблему может решить введение дополнительного образовательного модуля.
На основании полученных данных мной был разработан проект «Волшебная мастерская», включающий цикл занятий, целью которых является развитие творческих способностей старших дошкольников при помощи изобразительной деятельности.
Предлагаемый проект будет эффективным, при соблюдении следующих условий:
• создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС;
• использование различных форм и методов в организации занятий по изобразительной деятельности;
• использование различных нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
• Определить возможности образовательного пространства ДОУ для развития творческих способностей;
• разработать пути развития творческих способностей при помощи изобразительной деятельности;
• развивать фантазию, творческое мышление и воображение;
• разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новые и необычные для детей способы выполнения работы;
• развивать индивидуальность;
• воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Принципы построения проекта:
1. Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении изобразительной деятельностью.
2. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
3. Принцип доступности и индивидуальности.
Структура проекта состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап.
Цель: формирование положительной мотивации для реализации проекта.
На подготовительном этапе велась следующая работа:
• создание необходимых условий для реализации программы. Подбор художественной литературы, иллюстраций, материала для коллекций;
• создание творческого уголка «Цветик-семицветик»;
• оформление альбома «Картинная галерея художников»;
• беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и картин, чтение художественной литературы (сказок);
• формирование положительной мотивации для реализации проекта «Волшебная мастерская». Выставка детских работ. Знакомство детей с понятием «Изобразительное искусство»;
• определение совместных целей и задач;
• информация по программе на информационных стендах;
• консультация для родителей о том, как организовать маршрут выходного дня.
2. Основной этап.
Основной этап состоит из трёх блоков:
• Блок «Изобразительное искусство»
Цель: закрепить и углубить представления детей об изобразительном искусстве через изобразительную деятельность.
• Блок «Декоративное искусство»
Цель: формировать знания о декоративном искусстве при помощи изобразительной деятельности.
• Блок «Мир дизайна»
Цель: формировать представления о понятии дизайна при помощи изобразительной деятельности.
В работе с детьми использовались разные виды искусства, были активно применены различные виды нетрадиционных техник:
• техника рисования «пуантилизм», «монотипия», «волшебная печать»;
• изображение аппликативного орнамента на вазе, создание коробки для карандашей при помощи аппликации.
• изображение деталей восковыми мелками, а затем покрытие акварельными красками;
• рисование узоров цветными карандашами;
• украшение шкатулки пайетками, пуговицами и другими материалами.
3. Заключительный этап.
Цель: оценка и самооценка деятельности дошкольников в ходе реализации проекта.
Этап включал обработку и оформление материалов в формате альбома, выставки, творческого уголка, картинной галереи, создании коллективного коллажа; рефлексивную педагогическую оценку; анализ результативности проекта вместе с родителями и детьми.
Объем: занятия рассчитаны на детей 5-6 лет, 9 занятий, продолжительность каждого 25-30 минут.
Продукты программы:
• альбом «Картинная галерея художников»
• творческий уголок «Цветик-семицветик»
• оформление картинной галереи «Волшебный сад»
• создание коллективного коллажа «Дети - цветы жизни»
• выставка «Удивительный город».
При отборе содержания занятий я опиралась на потребности и интересы дошкольников, особый акцент мы уделяли созданию таких педагогических условий, которые смогут превратить ребенка в субъект своей деятельности. Поэтому каждое занятие завершалось каким-либо деятельностным актом по созданию творческого продукта. Педагог выстраивает взаимосвязь различных видов деятельности: музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой. Благодаря такой работе дошкольники получают познавательную нагрузку, активизацию мотивационной сферы и творческого потенциала.
Библиографические ссылки:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Код доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf 20.01.2020.
2. Лыкова И. А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». М. : ИД «Цветной мир», 2019 г.
3. Скворцов В. О. Интеллект+ креатив: развитие творческих способностей дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс,2009.- 219 с.
4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Занятия по рисованию с дошкольниками. -М. : Сфера,2020. – 128 с.
5. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М., 2007.
6. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова, - 2-е изд. – М. : «Просвещение», 2008. – 189 с.
7. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М. : Академия, 2001. — 248 с.