Папки-передвижки

Развитие творческих способностей у дошкольников посредством конструирования

Елена Аксенова
Развитие творческих способностей у дошкольников посредством конструирования

«Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здание

собственного интеллекта» Ж. Пиаже

В настоящее время особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах дошкольного воспитания и обучения эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Под детским конструированием подразумевается целенаправленный процесс создания ребенком различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

Публикация «Развитие творческих способностей у дошкольников посредством конструирования» размещена в разделах

В ребенке от рождения заложены изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании.

Еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется

умственное развитие,

нравственное воспитание,

эстетическое воспитание,

трудовое воспитание детей.

Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе.

Типы конструирования :

Техническое - конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);

- из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

- из крупногабаритных модульных блоков.

Художественое - конструирование из бумаги, картона;

- из природного и бросового материала.

Основная задача обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развить у него творческие способности.

Формы организации детского конструирования

(Л. А. Парамонова) :

1. Конструирование по образцу

2. Конструирование по модели

3. Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам

4. Конструирование по теме

5. Конструирование по условиям

6. Каркасное конструирование

7. Конструирование по замыслу

Конструирование по образцу (Ф. Фребель) :

Детям предлагают образцы построек и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д.

Данная форма не способствует развитию творчества, но является необходимым и важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели (А. Н. Миренова) :

Усложненная разновидность конструирование по образцу. В качестве натуры детям предлагается модель, т. е. форма, обклеенная бумагой, фольгой или тканью. Педагог ставит перед детьми конкретную задачу, но не показывает способ ее решения. Дети воспроизводят модель из имеющегося строителя.

Обобщенные представления о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:

В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности.

Детей сначала обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по теме :

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Конструирование по условиям (Н. Н. ПОДДЬЯКОВ) :

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования

Каркасное конструирование (Н. Н. Поддьяков) :

Дети сначала знакомятся с каркасом как с центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий, а затем осваивают способы его преобразования (трансформации) в задуманную конструкцию. В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий конструктор «Квадро».

Способствует развитию творческого воображения, образного мышления, обобщенных способов действия (интеллектуальных и практических)

Конструирование по замыслу :

В сравнении с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать, самостоятельно и творчески используя знания и умения, полученные ранее.

Важно помнить, что замыслы детей еще не устойчивы и часто меняются в процессе деятельности, поэтому чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть универсальными способами конструирования и уметь искать новые способы.

Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, во-первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию последних.

Целесообразно освоение детьми каждой темы в разных формах конструирования.

В обучении старших дошкольников (5–7 лет) оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности:

-конструирование по образцу,

-по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям,

-конструирование по собственному замыслу.

Конструирование из природного материала:

Традиционно бытующая методика обучения этому виду конструирования, так же как и конструированию из бумаги, строится на подражательной основе. Детей учат воспроизводить образцы, а также создавать конкретные поделки из конкретного природного материала: бусы, человечки, ослик — из желудей.

Для развития творческого воображения в этом виде конструирования принципиально важно научить детей анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания», а затем — как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения»; сформировать такие приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, убирание лишнего, комбинирование.

Особое внимание необходимо уделять широкому экспериментированию с природным материалом с целью выяснения его свойств: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться, закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий и т. п. Это значительно расширяет ассоциации детей, что подводит их порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли.

Конструирование из бумаги :

Этому виду деятельности в отличие от предыдущих детей обучают на специальных занятиях. Как правило, из-за сложности этой деятельности обучение строится только на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования, и ребенок не пользуется ими для создания других поделок.

Для формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги предлагается поэтапная система обучения для детей от четырех до семи лет.

В основу этой системы положено овладение детьми обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их «распредмечивания». «Распредмечивание» выступает как процесс, в котором первоначально перед ребенком раскрывается механизм образования способа конструирования вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретным вариативным предметным содержанием.

Публикации по теме:

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников посредством тестопластики Из опыта работы воспитателя Горяйновой Г. И. МКДОУ Д/с №2, 1 квалификационной категории. Тема: «Развитие художественных и творческих способностей.

«Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда» Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает.

Развитие творческих способностей старших дошкольников с ОНР посредством экспериментирования с изобразительными материалами «Развитие творческих способностей и креативного мышления старших дошкольников с ОНР посредством экспериментирования с изобразительными материалами».

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей посредством музыкального фольклора» «Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез, слышал русские песни, колядки справлял, со светлым праздником Пасхи.

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей посредством конструирования из бумаги» Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Развитие творческих способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» Подготовила: Воспитатель Корецкая М. Н. Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно- образовательного.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования Консультация для родителей. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают.

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством работы с природным материалом Планирование углубленной работы по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством работы с природным материалом..

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельностиРазвитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельности Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельности Шелудько Ю. В. воспитатель МБДОУ ДС №251 г. Челябинска.

Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельностиРазвитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у дошкольников посредством конструирования
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 13:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД