Получи документы

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ (5 фото)

Надежда Тютлина
Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».

В. Шаталов

Дети мудрецы и философы от рождения. К. И. Чуковский писал: «Учиться я буду не у педагогов, а у самих малышей». Его интересовали и восхищали такие перевертыши : «Спать назад». Как? Утром уснуть и проснуться вчера вечером. В самом деле, ребенку нужно ежедневно переработать такое количество информации, отрывочных знаний. что он, по замечанию опять же Чуковского, еще до 5-летнего возраста, непременно сошел бы с ума,не будь у него этой благодатной тяги к преодолению хаоса. Чем же отличается талантливое мышление от обычного? Неразумно работать лопатой, когда есть экскаватор, носить груз на себе, если есть автомобиль.

Публикация «Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ» размещена в разделах

Проблема ТРИЗ меня очень заинтересовала и, разобравшись с теорией, я стала использовать ее в работе. Очень помогла мне книга 3. Г. Шустерман «Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких».

Начала работу с использования простейших приемов и постепенно вводила более сложные. В работе были и радости и трудности.

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ

Я стараюсь не раскрывать истину, а учу детей находить ее. Ребенок задает вопрос, а я опрашиваю, что он сам думает об этом. Приглашаю по рассуждать и наводящими вопросами подвожу к тому, что он сам находит ответ. Например, надо дать знания о свойствах воды. Спрашиваю: «Что будет, если на земле не станет воды, рек, морей?». А дети предлагают варианты своих рассуждений. Далее : «Чем же полезна вода?» Опять ответы, но здесь уже проявляются новые свойства и качества воды. Продолжаю цепочку вопросов: «Какие свойства воды не нравятся человеку? Затем провожу различные опыты с водой: на запах, на цвет, текучесть, превращения и т. д. И вот так, каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: Почему? Зачем? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем полезен? Чем неудобен?

Фото №1 Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска

Полезны разминки перед поисковым мышлением задачи-шутки типа : «Где сухого камня не найдешь?», «Когда черной кошке легче пробраться в дом?», «Смешной месяц?», «Огород под колпаком?», «Вредная сказочная бабка?», «Птица, приносящая новости на хвосте?».

На развитие диалектического мышления я беру комплекс интеллектуальных игр. Например «Кто кем будет?», «Кто кем был?»

Яйцо - цыпленком, крокодилом, черепахой, яичницей.

Икринка - лягушкой.

Кирпич - домом

Ткань - платьем.

Корова - теленком

Шкаф - деревом

Дедушка – мальчиком

Хлеб - мукой, и т. л.

Интересна игра с фантиками «На что похоже?». Детям предлагаю, рассматривая рисунок на фантике, постараться увидеть в очертаниях какой- либо предмет, часть предмета или назвать на что это может быть похоже. Например : «Мечта» - «человечки плывут» Саша Д. - «крем на торте» /Аня С. /, «красивый узор на платье» Таня Ч. /. «сметану смешали с ягодами»-/Анюта С. /

Поиск общего в игре «Что общего, чем похожи?» руки - ноги ходить можно не только на ногах, но и руках, мерзнут и руки и ноги. «Исключи лишнее слово» Заяц - яблоко - солнце /оба круглые/

Поиск аналогов: самолет - птица - бабочка /обе летают /

Вертолет - автобус - поезд /транспорт /

Сосулька - ручка, карандаш, ножи, клюв, нос

Снег - одеяло, вата, облако, поролон, пена, сладкая вата.

Учила детей находить как можно больше способов использования предмета в другом качестве. Например:

«Шляпа»

Саша Д. - лодка

Ксюша В. - зонт

Алеша Г. - сумка, ведро

Саша Д. - веер

Юля Н. - гнездо

Очень нравится детям прием «Эмпатии» т. е. личной аналогии. Чтобы научить детей ставить себя на место другого, ощутить его чувства, заботы, понять взаимоотношения, я использовала ряд упражнений, и чтение художественной литературы: Седов С. «Жил был однажды Леша», С. Черный «Песня мухи». М. Першина «Объяснение», Б. Бобылев «Маша и каша».

Использовала эпизоды из сказок «Репка», «Теремок». Предлагаю закрыть глаза и представить своего героя в этот момент. Что он думает, чувствует, как двигается. В это время читаю текст, или эпизод из сказки. Ребенок открывает глаза и вслух описывает чувства, которые переживает его герой. Дети,с удовольствием ставят себя на место другого, входят в роль кого-либо или чего-либо. Эмпатию я часто использую в игре на нравственную тему «Точка зрения». Таня Ч. «Я - бабочка. Для чего я живу? Я часть природы, дарю людям красоту. Я очень красивая, зовут меня крапивница, все мной любуются. С утра до вечера я тружусь, порхаю с цветка на цветок и приношу7 пользу, опыляя их».

Саша JI. «Я - простой карандаш. Конечно, цветным быть лучше, но без меня не обойтись, я необходимый предмет. Не люблю, когда меня берет Павлик, он грызет мой кончик. Нет бы, взял сухарик, яблоко, так ему нужен я.».

Саша Д. -'А я - красный карандаш, мой дом - красивая коробка, я самый короткий из братьев, это потому. что ребята любят меня. Ведь я самый яркий, красивый, бока в золотых узорах. Мне не нравится, когда меня подтачивают, это очень щекотно.

Ну, вот опять изрисовали сердечко и сейчас будут точить.

Далее вводила игры на решение противоречий: «Хорошо-плохо», «Наоборот», «Маятник». «Польза-вред». Различные варианты игр: находим слова - синонимы, слова противоположные по значению функций: волк - злой, бабушка –добрая, карандаш -пишет, резинка- стирает, утюг- горячий и холодный, рука- гладит и бьет.

Фото №2 Шаталов Дети мудрецы и философы от рождения

Взглянув на любой предмет, можно найти в нем хорошие и плохие стороны, полезные и бесполезные, красивые и безобразные. Алеша Г. «Воскресенье – «хорошо», можно ходить в гости, смотреть мультики, мама и папа целый день со мной, «плохо» - быстро проходит. Дети быстро научились находить хорошие и плохие качества предметов и явлений. В сказке «Мороз, солнце, ветер» вот так играли в игру «Хорошо - плохо».

Солнца нет, всегда ночь, холодно, сыро, темно - это плохо.

Солнце есть - хорошо, все растет, зеленеет, даже зимой оно не греет, а светит. Солнца нет - хорошо, можно долго-долго спать.

А долго спать - плохо, будешь ленивым, если спать, да спать, можно умереть. Солнце нет, можно зажечь свечу, а свечка быстро горит - плохо, нужно много свечей.

Мороз - хорошо, можно зимой сделать горку, каток, щеки нарумянит. Мороз - плохо, может заморозить все живое.

Мороз - хорошо, узоры на окнах, Новый год придет.

Мороз - плохо птицам, животным негде взять корма, холодно.

Ветер - хорошо, в жару охладит, а если ветер с морозом, то станет еще холоднее, это плохо.

Если сильный ветер - плохо, сломает деревья, на море шторм.

Ветер дует осенью, кружит листья, очень красиво - это хорошо.

Если зимой ветер со снегом - это плохо, все заметет, ни проехать, ни пройти.

А вот часть занятия при ознакомлении детей со стеклом:

Аня С. «Стеклянные вещи - это хорошо, они прозрачные, красивые, могут иметь различную форму».

Таня Ч. «Стеклянные вещи - плохо, так как они хрупкие, могут разбиться».

Алеша Г. «Стекло - хорошо, видно, что налито. Стекло - плохо, если разобьется, то опасно, можно порезаться».

Игры «Чудесный лес», «Чудесное море» понравились детям.

Я рисую несколько деревьев и еще в стороне неопределенные фигурки и линии. Дети дорисовывают все неоконченные изображения, превращают их во что захотят.

Игра «Дом зверей» - вызвала ребят на горячий спор. Ребятам нужно было заселить дом с окнами разной величины, формы: круглое, овальное, прямоугольное, квадратное, треугольное, дети приступили к заселению лома.

Саша Л. - в овальном окне будет жить лев, т. к. его мохнатая голова похожа на oвал.

Никита С. - а треугольное окно у зайца.

Катя Ч. – нет, зайке лучше жить в прямоугольном окне, если он будет жить в треугольном, то ему нужно уши всегда складывать треугольником. Они устанут.

Саша Д. - а вот и нет не устанут. У зайца уши всегда как-нибудь сложены, они устают их держать прямо.

Никита Б. – если бы треугольник был перевернут, то в нем могла бы жить лиса, у нее треугольное лицо, и еще волк, они похожи.

Юля Н. - но лиса и волк не могут жить перевернутыми, кровь в глаза нальется им, лучше жить в квадратном окне, там и удобнее.

Таня - в квадратном окне, может жить кто угодно, т. к. все окна квадратные.

Аня - не все, у моей бабушке прямоугольные окна, значит в прямоугольном окне может быть кто угодно.

Алеша - а в окне мог бы жить я. Мне все говорят, что лицо у меня круглое.

Саша Д. - так у всех лицо и головы круглые, что же мы все поселимся вместо зверей. В круглом окне будет жить медведь - у него голова самая круглая и уши круглые.

Труднее «Перевертыши». Я подобрала несколько пар изображений: гнездо с яйцом - птичка женщина стирает белье - белье сохнет гриб большой - гриб маленький

Рассказываю по двум картинкам «В гнезде лежало яичко, из него вылупился птенчик, птенчик вырос и стал птицей, стал летать». А ребенок должен рассказать противоположную историю: «Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко, вывела птенчика». Важно, чтобы была подчеркнута противоположность происходящего.

Интересна игра «Цепочка». Набор картинок (стол - диван - подушка - курица - синичка - солнышко и т. д). Здесь дети находят связь между звеньями цепочки, но, обязательно, чтобы звенья были скреплены какой - либо связью: стол и диван /мебель/, диван и подушка /мягкие/, подушка и курица /имеют перья, курица и синичка /птица/,синичка и солнышко /синичка любит солнышко/'.

Фото №3 Чуковский писал Учиться я буду не у педагогов а у самих малышей

Наиболее углубленно я работала над методом фокальных объектов (МФО).

Фокальных, т. е. предмет находится в фокусе, в центре внимания. Учила детей придумывать что-то новое, видоизменяя или улучшая предмет. Как выбираем другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги, карточки с картинками, разложенные изображением вниз, можно расставить игрушки или предметы и попросить быстро назвать любой /любые из них/. Так мы придумали платье для осени. Выставляю ряд картинок, дети выбрали «Волосы». подбираем к ним слова - определения: мягкие, кудрявые, длинные, короткие, шелковистые, пушистые, блестящие, золотые, летящие, воздушные. Подобранные слова определения подставляем к слову в фокусе и рассматриваем полученные словосочетания или самые интересные из них:

«Пушистое платье» - сшитое из пушинок

«Длинное платье» - до земли

«Блестящее платье» - пришиты блестки, и оно блестит

«Золотое» - украшено желтыми, красными, оранжевыми узорами или листьями

«Кудрявое» - все платье расписано узором «завито»

«Летящее» - развивается юбка, накидка, широкие рукава

Далее дети рисуют платье, используя необычные элементы. Необычные словосочетания составляли необычные подвижные игры «Мышеловка»

Слова-помощники:

Волшебник - добрый, умный, чудесный;

Лиса – хитрая, рыжая.

«Добрая мышеловка» -пропускает всех мышек, не ловит их.

«Чудесная мышеловка»- заканчивает пословицу, фразу или отгадывает загадку и только тогда захлопывается.

«Хитрая мышеловка»- мышеловка может захлопнуться в любой момент.

«Рыжая мышеловка»- все мыши рыжие.

Один из интересных видов занятий это путешествия. Дети путешествуют на другие планеты, можно путешествовать по Земле и знакомиться с ее обитателями.

А можно придумать свою страну, ее жителей, ее природу. Прочитав в журнале «Дошкольное воспитание» №5,8,9 о фантастической стране «Фанталия», я попробовала с детьми придумать свою страну. Действительно, этот творческий процесс увлек детей. Дети принесли фантики, мы придумали мальчика - Фантика и страну для него. Нарисовали карту, которая пополнялась с каждым занятием. На занятии по ручному труду сделали мебель, одежду, дом, с использованием фантиков, бросового материала. А чтобы «Фантику», было не скучно, сделали друзей, придумали города, море, реку, горы, лес, поле, их обитателей и растительность.

Провела открытое занятие для воспитателей детского сада «Чудесный лес» из цикла занятий «Фаталия - страна чудес».

Научить ребенка мыслить системно можно и с помощью схемы талантливого мышления, или, так называемой «девятиэкранник». Составление такой «девятиэкранки» способствует систематизации знаний о любом предмете или явлении, поскольку сведения о нем даются во взаимосвязи с другими предметами и явлениями. Ребенок начинает понимать, что мир в своем многообразии один.

Проводила цикл занятий по теме «Я - кто это?», «Семья», «Человек», «Мужчина и женщина» (по схеме многоэкранного талантливого мышления) /А. И. Никитин, А. М. Страунинг/; «Наши гости-птицы», «Кто победил ночь» и т. д. Часто занятия заканчиваю практической деятельностью. Дети рисуют фантастические деревья, цветы, животных, машины, и т. д. Которые придумывают в процессе дидактических игр по системному оператору, они являются средством развития воображения и речевого творчества.

Фото №4 Его интересовали и восхищали такие перевертыши Спать назад

На основе этих чудесных экранов нами придумано масса игр: «Теремок», «Что знаем?». «Делаем яичницу», «Светофор», «Паровозик», «Что в чем?», «Это часть чего?», «Зеркало» и др.

Вот пример игры в «Зеркало». Ребенку предлагается «заглянуть» в зеркало, «будущего, настоящего и прошлого» с начала на себя, а потом на цветок в группе или мамины бусы.

Условием данной игры в первый раз должно быть умение воспитателя посмотреть на себя в зеркало /будущего и прошлого/ и интересно рассказать об этом.

Универсальность девятиэкранки позволяет любое занятие направить на формирование системного мышления у детей, а также является средством развития у них творчество и воображения. Также дети научились составлять описательные и сравнительные рассказы, пользуясь схемой, по следующим темам: «Игрушки»; «Посуда»; «Овощи и фрукты», «Времена года», «Одежда», «Животные», «Птицы», «Профессии людей».

С родителями проводила консультации, родительское собрание на тему «Новые методы работы с детьми дошкольного возраста». Некоторые родители еще до собрания интересовались: о чем это таком непонятном рассказывают дети. Коротко познакомила родителей с теорией ТРИЗ, с ее задачами, методами, рассказала об играх, и формой их проведения. Собрание провела в форме соревнования команды детей и команды родителей. «Грамматический ринг». Праздник «Праздник птиц». Использовала несколько игр с элементами ТРИЗ. И что интересно, у детей ответы были намного интереснее, мышление нестандартное, дети отвечали уверенно, быстро. Ответы родителей отличались от ответов детей.

Заключение:

Используя в течение 15 лет в своей работе приемы и методы ТРИЗ, я убедилась в их значительности, сделала вывод, что, действительно, они способствуют развитию богатого творческого воображения, фантазии, нестандартного, независимого мышления, развивают способность высказывать оригинальные идеи, настойчивость в их воплощении, уверенность в себе, своих силах и способностях.

Я хочу посоветовать педагогам, не бояться использовать в работе с детьми ТРИЗ, эта работа интересна, дает хорошие результаты и не пропадет даром, если заниматься продуманно и системно. Тогда у нас появится много творческих мыслителей.

Литература:

1. «ТРИЗ в детском саду» М. В. Шустерман Норильск 1990г.

2. Журнал «ТРИЗ» 02.02.91г. А. М. Страунинг

3.«Новые приключения Колобка» З. Г. Шустерман

4.«Истории про.» Т. А. Сидорчук 1994г. Самара

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №9-89г. ,7,8,9,10-92г. ,

№З. 6.11-93r. № 1.2.3.4-97r.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления средствами занимательной математики Занимательная математическая игра - это целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой у детей наиболее эффективно проходит.

Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления воспитанников дошкольного образовательного учреждения Известно, что одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. Приобщение детей к музыке.

Формирование творческого мышления и изобретательности старших дошкольников с помощью приёмов и методов ТРИЗ Маляшок Ю. А., МАДОУ детский сад комбинированного вида № 123, г. Мурманск, Россия «Если мы хотим научиться думать, то прежде должны научиться.

Использование технологии ТРИЗ и РТВ для развития творческого мышления. Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть.

Развитие креативности и творческого потенциала дошкольников средствами продуктивной художественно-творческой деятельности Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-ртв Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании.

Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ Козырева Ольга Юрьевна, воспитатель первой кв. к., МКДОУ детский сад №21ГО Ревда Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством.

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Консультация «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Влияние рукоделия на развитие умственных способностей и творческого мышленияВлияние рукоделия на развитие умственных способностей и творческого мышления Последние четыре года я увлекаюсь бисероплетением, а так же вышивкой по коже. Из бисера чаще всего плетут цветы, фигурки различных животных,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ
Опубликовано: 14 января 2016 в 14:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД