Яна Ухач
Развитие творческого воображения и речевых способностей у детей через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
(Конспект выступления на РМО Рыбинского района)
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко проявляются в театрализованной деятельности дошкольников.
Публикация «Развитие творческого воображения и речевых способностей у детей через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение, развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности, а игра «В театр» занимает особое место.
Театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественной деятельности, в процессе которого её участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Театральная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в дошкольном возрасте, дарит ему радость.
Воспитательные возможности театрализованной игры в детском саду широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Театрализованная деятельность является одним из эффективных средств не только самовыражения и самореализации ребёнка, но и возможностью для развития его речевых способностей.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Поэтому в своей профессиональной деятельности я активно использую возможности театрализованной игры.
В группе создан «Центр театра». При его проектировании старались учитывать возрастные, индивидуальные особенности ребенка. На сегодняшний день «Центр театра» включает в себя различные виды театров :
• Настольный театр
• Театр резиновой игрушки
• Пальчиковый театр
• Театр бибабо
• Театр картинок (фланелеграф)
• Театр ложек
Кроме этого оборудована костюмерная, в которой есть юбочки, косынки, фартуки, рубашки, шапки и другие элементы костюмов. Все это дети с удовольствием используют в театрализованных играх.
Особенно им нравится не просто разыгрывать сказки, сценки, но и самостоятельно импровизировать. Поэтому я часто использую прием «Сочини сказку». Суть данного приема включение в хорошо известную детям сказку нового героя. Это может быть как живое, так и не живое существо, которое вносит изменение в сюжет сказки, позволяет по новому решить проблемную ситуацию.
Например, во время одной из последних театрализованных игр с использованием резинового театра в сказке «Красная шапочка и серый волк» появился Колобок. Прикатился он к домику бабушки раньше волка и полностью изменил дальнейшее действие.
Предлагаю и вам немножко поиграть.
Я раздаю новых героев каждой группе и предлагаю придумать и разыграть сказку, что произойдет, если герой появиться у домика раньше волка.
(ИГРАЕМ).
Понравилось?
Детей я тоже делю на подгруппы, это позволяет мне решить проблему нехватки ролей, детей много, на всех героев не хватает. А так всем удается побывать и в роли артиста, и в роли зрителя.
Каждая группа вносит в сказку своего героя и показывает остальным.
Практически также как получилось у нас.
Часто новых героев дети приносят из дома. На фотографии один из примеров. В сказке Красная шапочка появился человек паук, который спустился по паутине спас бабушку и испугал волка.
Я тоже сначала переживала, но оказалось, что фантазия моих детей безгранична. Мы в измененную Красную шапочку играли несколько раз, по
желанию детей вводились разные персонажи – заяц, лиса…
И предугадать, чем закончится сказка было невозможно.
Прием «Сочини сказку» я использую не очень давно, но он мне очень нравится. Я планирую продолжать работать в данном направлении. Расширить спектр используемых приемов. Мне кажется, что возможности театрализованной игры безграничны.