Приложение МААМ

Развитие творческой личности ребенка раннего возраста способами нетрадиционных форм художественной деятельности

ЕЛЕНА ДЕМЕНТЬЕВА
Развитие творческой личности ребенка раннего возраста способами нетрадиционных форм художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческой личности ребенка раннего возраста способами нетрадиционных форм художественной деятельности.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе изо- деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображения, ребенок приобретает различные знания : уточняются и углубляются представления об окружающем. В процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает, изобразительными навыками и умениями.

Публикация «Развитие творческой личности ребенка раннего возраста способами нетрадиционных форм художественной деятельности» размещена в разделах

Еще Аристотель отмечал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка.

Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Л. А. Каменский, И. Г., Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи.

Исследования советских педагогов- психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основания сделать вывод о том, что изо-деятельность возникает у детей на втором году жизни.

Работая уже более 20 лет с детьми раннего возраста, пришла к выводу, что занятия изобразительной деятельностью создают основу для полноценного общения детей между собой и взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

И поэтому когда дети только приходят в группу раннего возраста необходимо провести очень большую работу, которая состоит в следующем:

• Выявить, на каком уровне, этапе сформированы у детей художественные навыки;

• Определить цели и задачи для дальнейшего обучения - для каждого ребенка с позиции личностно-ориентированного подхода;

• Систематическое консультирование родителей индивидуально и на общих собраниях, составление рекомендаций;

• Ежегодное подведение итогов совместной деятельности и определение задач на будущее.

При диагностировании детей в начале учебного года (по методике Т. Г. Казаковой, при тщательном анализе полученных данных прослеживается:

- в 1,5-1,8м. ребенок держит карандаш, оставляет следы на бумаге, совершает «открытие», что карандаш рисует, черкает спонтанно и увлеченно. След от карандаша, краски служит стимулом, поддерживая желание увлеченно действовать;

- в1г. 10мес. черкает в пределах листа, это первый шаг в овладение техникой доизобразительной деятельности. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако действует под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет ему проводить линии в пределах листа;

- в 2 года - подражая, проводит вертикальные, горизонтальные линии. Ребенок выходит из периода хаотических каракулей и начинает проводить отдельные линии по подражанию;

- в 2,5 года проводит кривую замкнутую линию. Этот показатель- высшая ступень доизобразительной деятельности. Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения;

-в 3 года рисует круг, яблоко, мячик и т. д. Основной смысл показателя умений, способность понять, что проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы.

Проявление у ребенка желания рисовать часто способствует графическая деятельность взрослых. Рисуют почти все малыши, кто-то больше, кто-то меньше. Однако профессиональными художниками становятся единицы. Некоторые скажут: «А может не стоит и время попусту тратить, да еще и краску, карандаши покупать? Зачем?» Если у кого-то мелькнет такая мысль, позвольте сразу с этим не согласиться.

Изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности, на творческое и эстетическое развитие. В процессе деятельности совершенствуются все психические функции - зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Для развития личности ребёнка способами художественной деятельности были поставлены следующие задачи:

- формировать способы зрительного и тактильного обследования предметов, игрушек, посуды;

- знакомить детей с народной игрушкой - дымковской, богородской;

- проводить развлечения;

- учить находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира в детских книжках;

- организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении, для обогащения представления детей о внешнем виде, хорошо знакомых объектов («Листочки летят и падают на землю», «Облака плывут по небу», «Дождик капает кап-кап», «Воробышек прыгает по лужам прыг-прыг»);

- в игровой форме показывать художественную деятельность воспитателя;

- по подражанию побуждать создавать образы предметов;

- вызывать интерес к сотворчеству воспитателя и другими детьми: «Дождик капает из туч», «Солнышко ярко светит», «Снеговики играют в снежки»;

- создавать условия для систематического постепенно усложняющего освоения детьми элементарных приемов изображения;

- интегрировать виды изобразительной деятельности с музыкой, физкультурой, речевым развитием;

-создавать условия для самостоятельной художественной деятельности (раскраски, альбомы);

-консультировать и давать рекомендации родителям по вопросам развития у детей способностей к изо-деятельности.

Рисовать начинаем пальчиками, ладошками. Первые занятия с красками проводятся индивидуально, затем подгруппами - несколько пар детей, обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.

На первых занятиях детям в сказочно-игровой форме представляем 1-2 краски (желтая, оранжевая или зеленая, описывая её функции и возможности: краску можно достать из баночки, потрогать пальчиками - сегодня мы с вами поиграем с красками. Они у нас превратились в волшебные, а наши пальчики стали мягкими, пушистыми кисточками.

Обязательно показываем цвет краски, после чего предлагаем лист бумаги и просим малышей, «оставить след на ней». После окончания занятия малыша надо похвалить (оценочная деятельность). Необходимо вымыть руки себе и детям, убрать бумагу и краски. Рисуя пальцами, ладошками - ребенок может работать как правой, так и левой рукой.

После полутора лет предлагаем детям кисти №22, №24. Кисточка может испугать малыша, поэтому, сначала следует с ней поиграть, погладить ею руку ребенка, предложить погладить ею бумагу. Все действия обязательно обговариваются, можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой, а затем мокрой кисточкой. Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить малышу краску. Красная краска может испугать малыша. Краска используется основных цветов и белая. Ребенок сам выбирает цвет краски. Постепенно детей привлекает не только процесс закрашивания, но и цветовые пятна разных очертаний. Дети ритмично наносят мазки по всему листу или закрашивают его полосками. Если остаются свободные участки, они туту же их закрашивают. Характер первых цветовых «композиций» различен. У одних чаще можно наблюдать в рисунках цветовые пятна, другим же нравятся небольшие пятнышки, которые покрывают весь лист.

Ассоциации возникают у детей по цвету и очертаниям пятна. Так большое пятно красного цвета ребенок называет цветком, флажком, желтого солнышком слоном. Это объясняется тем, что карандаш оставляет слабые следы на бумаге, пятно краски воспринимается ребенком с радостью и восхищением.

Темы для рисования могут быть следующие:

Рисуем пальчиками и ладошками - «Дождик кап-кап», «Листопад, листопад листья желтые летят», «Горох для петушка», «Каша в горшочке», «Шарики на елочке», «На деревья, на лужок, тихо падает снежок», «Хвост для петушка», «Вот какие у нас птички».

Рисование на песке.

Дети создают изображения на сухом песке палочкой. Делают отпечатки ладошек на влажном песке.

Рисование на подносе.

Высыпаем на поднос манную крупу и проводим пальцами вертикальную линию сверху вниз. Затем берем ладонь ребенка в свою руку и проводим его пальцем по «рисунку» - повторяем. Немного потренировавшись т. о. предложить ребенку провести вертикальные линии самостоятельно.

Рисуем пробкой, крышкой.

С помощью пробки или крышки получаются забавные рисунки.

Рисуем веревочкой.

Покажите ребенку, как можно рисовать с помощью самой обыкновенной веревочки. Начните с простых рисунков: рыбка, мышка, (кстати, любая пуговица подойдет для того, чтобы изобразить глаза этих животных, сердечко, дорожку, домик.

Говорящий шарик.

Возьмите обычный воздушный шарик, надуйте его. Посмотрите на него внимательно. Как вы думаете, может ли этот шарик говорить? «Нет!»- скажете вы, но будете правы лишь отчасти. Этот шарик сможет заговорить, если вы вместе с малышом возьмете краски или фломастер и нарисуете на нем рот, глазки, носик. Теперь возьмите шарик в руку и предложите ребенку задавать ему вопросы. Вместо шарика, разумеется, отвечать будете вы.

Роспись на ткани.

Представьте на некоторое время, что ваши дети- не просто маленькие непоседы, а самые настоящие дизайнеры по созданию красивых тканей. Для этого необходимо: обычные акварельные краски, белое полотно 30Х30 см, баночка с водой и клеенка. Теперь предоставьте свободу юному дизайнеру. Когда образец ткани будет готов, просушите и сделайте из него красивый платочек.

Удивительные кляксы.

Возьмите обычные чернила и несколько листов бумаги, капните на середину листа небольшую кляксу и сложите лист пополам. Теперь раскройте лист и дайте кляксе высохнуть. После этого вместе с маленьким фантазером придумайте, на что похожа клякса. А что если дорисовать ей глазки, ротик, хвостик, ножки? Возможно, у вас получится какое нибудь загадочное существо. Можно придумать ему смешное имя и сочинить про него сказку, рассказ, стихотворение, спеть песенку. Игра развивает воображение и творческие способности ребенка.

Рисование способом «принт».

Дети наносят краску на осенний листик, крепко держа его за черешок, окунают его в ванночку с краской, а затем прикладывают его к фону окрашенной стороной.

В организованной деятельности по лепке происходит активное развитие личности ребёнка раннего возраста. Здесь ставятся следующие задачи:

- знакомим с разными пластическими материалами - глина, пластилин, сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша. Знакомим с их свойствами (пластичные, вязкие, разные на вес);

- в совместном творчестве с воспитателем дети учатся экспериментировать с этими материалами - месят, похлопывают, раскатывают, отрывают, отщипывают, делают углубления пальчиками, сплющивают между ладонями, протыкают дырочки острым концом карандаша;

- создаем простейшие формы - раскатываем цилиндр- «колбаску»- прямыми движениями, «колобок»- круговыми движениями и учим детей преобразовывать видоизменять в иные формы (шар-в диск);

- учимся пользоваться стекой;

- используем для дополнения, украшения поделок – семенами деревьев, подсолнечника; горох, иголки, ели, каштаны, зубочистки, трубочки, пуговицы, спички.

Дети учатся рисовать, лепить не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в находящемся в группе изобразительном уголке. В этом уголке находится свободно раскручивающийся рулон бумаги (обоев, двусторонний мольберт для рисования мелками, фломастерами, карандашами, восковыми карандашами, баночки непроливайки, краска.

Ранний возраст, а затем и весь дошкольный и весь дошкольный, наиболее благоприятный для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для не условия.

В течение года большая работа ведется с родителями, проводятся консультации, беседы о развитии у детей художественных способностей. Родители дома должны постоянно пробуждать интерес к изобразительной деятельности, предлагая детям разнообразный материал. Появление образа зависит от опыта, чем больше ребенок будет видеть, знать, тем ярче будут эти представления, тем больше будет возможностей для проявления ассоциативного образа. Лепить и рисовать необходимо на глазах у ребенка, чтобы он общался, видел, предназначения предметов, которыми пользуются родители.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только по изобразительной деятельности, но и в других видах деятельности. Работая в данном направлении, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, имея опыт рисования различными способами, формируется эстетический вкус и навыки работы нетрадиционными способами изобразительной деятельности, что в своей совокупности не может не влиять на развитие личности ребёнка раннего возраста. Эффективность данной работы не проходит незамеченным и для родителей, они активно сотрудничают в вопросах художественного развития ребёнка. Нетрадиционные техники открывают возможности развития у детей творческих способностей, воображения. В результате совместной творческой деятельности воспитатель – дети - родители ощущаешь теплую атмосферу общения, взаимно испытываешь хорошие, добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе - радость и теплота!

Литература.

1. Т. Г. Казакова «Изобразительная деятельность младших дошкольников». г. Москва, «Просвещение» 1980

2. Лыкова «Цветные ладошки»-

3. Журнал «Обруч»4/2002 статья «Художники в памперсах» М. Гмошинская, И. Воробьёва.

4. Журнал «Обруч» 1/1999 статья «Развивающие возможности детского рисования» О. Боровик.

5. Журнал «Обруч» 5/1997 статья «О природе детского рисования» О. Некрасова-Коротеева.

6. Журнал «Школа раннего развития»- «Я рисую (для детей от года до трех лет)» г. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Нева 2001г.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» 2/2005 статья «Детское изобразительное творчество : что под этим следует понимать»Т. С. Комарова.

8. Журналы из серии «Для самых, самых маленьких»- «Точка, точка, запятая…», «Где мои карандаши?», «Каляки-маляки». Издательский дом «Карапуз». 2002г.

Публикации по теме:

10 заповедей творческой личности 10 заповедей творческой личностиРекомендации для творческой личностиСпособности имеют удивительное свойство развиваться,поэтому необходимо.

«Развитие творческого воображения посредством нетрадиционной техники рисования». Из опыта работы Из опыта работы Калугиной Елены Владимировны. Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой личности ребенка раннего возраста способами нетрадиционных форм художественной деятельности
Опубликовано: 22 июля 2013 в 10:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческой личности ребенка раннего возраста способами нетрадиционных форм художественной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА ДЕМЕНТЬЕВА (УИ 116552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД