Развитие творческой одарённости детей через комплекс инновационных методов на занятиях хореографическим искусством

Галина Желтова
Развитие творческой одарённости детей через комплекс инновационных методов на занятиях хореографическим искусством

Развитие творческой одарённости детей через комплекс инновационных методов на занятиях хореографическим искусством.

Желтова Галина Николаевна, педагог дополнительного образования

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества города Рассказово»

geltovg@gmail.com

«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом успех России», – отметил президент РФ В. В. Путин.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, выявления, обучения, развития одаренных детей, к вопросу подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными способностями или имеет внутренние предпосылки для достижений в том или ином виде деятельности.

Одним из видов деятельности, где одаренность ребенка видна невооруженным глазом, является хореография. Здесь существуют критерии, по которым проходит выявление одаренных детей: наличие музыкального слуха, гибкость корпуса, эластичность стопы, танцевальный шаг, артистичность, работоспособность, выносливость как физическая, так и психологическая. Задача педагога – не столько измерить одаренность, сколько создать среду, способствующую раскрытию природных возможностей обучающихся.

Система развития одаренности ребенка в образцовом хореографическом коллективе Дома детского творчества города Рассказово «Эдельвейс» выстроена через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа Терпсихоры».

В программу включены такие разделы как, классический танец, народный и современный танец, импровизация и постановка концертных номеров. В свою очередь, разделы состоят из теоретической и практической частей. С каждым учебным годом материал в данных разделах усложняется.

Для создания благоприятных условий раскрытия и развития творческого потенциала одаренных детей, формирования у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией в содержании занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Школа Терпсихоры» предусмотрен и используется комплекс традиционных и инновационных методов работы.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Хороший показ движения педагогом вызывает у детей желание поскорей научиться также красиво танцевать. В начале работы педагог выполняет упражнения вместе с детьми. Педагогу необходимо заранее проанализировать, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, найти точные слова для объяснения отдельных деталей.

Словесный метод. Методический показ хореографа не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь в хореографии является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения педагога должны быть краткими, точными, образными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию. К примеру, при проведении разминки используется стихотворная считалочка, усиливающая внимание и работоспособность детей:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг друга).

Игровой метод. Является ведущим методом обучения. Танцевальная игра – незаменимый способ закрепить интерес детей к хореографическому искусству. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию. Так, игры-превращения помогают научить детей выразительному выполнению движений, развивают их фантазию и воображение, а игры-импровизации помогают каждому ребенку выразить свое внутреннее состояние и поделиться им.

Атрибуты игры – игрушки украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца, тем самым, придают танцевальному произведению детскую непринужденность.

Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагог тактично направляет внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения. К примеру, в ходе занятия детям дается музыкальное произведение и небольшой отрывок времени (10 мин., за который они должны придумать небольшую композицию. Танцевальная группа делится на 2 команды, и каждая из них готовит свою постановочную работу. Каждая работа анализируется и оценивается за самобытность и оригинальность постановки, отмечаются оригинальные композиции каждого ребенка.

Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией. Релаксация занимает значительное место в учебно-танцевальном процессе, так движение любой части тела является результатом сочетания возбуждения и расслабления мышц, которое необходимо для успешного выполнения любого танцевального элемента. Отсутствие такого расслабления часто приводит к напряженности и скованности, а также к снижению эффективности движения.

В каждое занятие вводятся упражнения для развития способности к произвольному расслаблению мышц,такие как: свободное раскачивание руками в плечевом и локтевом суставах, встряхивание руками и ногами, туловищем, расслабление, лежа, большое значение имеет дыхание – дается ряд упражнений в сочетании с выдохом и вдохом. Систематическое применение таких упражнений способствует более быстрому овладению двигательных качеств, также являются средством восстановления организма после занятий.

Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу). Эффективно используется в метро- ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок. Музыка бывает разная по ритму, по темпу, по настроению, она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и помогать проявлять ребенку свои актерские способности. Например, дети слушают музыку и одновременно изображают кошечку– мяукают, потягиваются, лежат. В ходе постановки народного танца педагог использует танцевальные зарисовки народных потешек, песенок, где дети звенят колокольчиками, гремят погремушками, поют.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.

Метод тройных передвижений позволяет развить у детей координацию, чувство равновесия, ориентировки в пространстве. Без воспитания координации занятия танцем станут невозможными, ее необходимо развивать и закреплять постоянно, какое бы телодвижение ни изучалось.

Начинать следует с тройных поворотов головы.Например: вправо, влево, вправо – остановка, затем влево, вправо, влево – остановка. Этот элемент движения должен сопровождаться взглядом, сфокусированным в одной точке. Обязательно надо что-то увидеть (выделить, ибо при ориентации в танцевальном зале или изучении впоследствии элементов вращения ребенок испытывает трудности (как минимум будет кружиться голова).

Метод индивидуального подхода к каждому ребенку помогает рассмотреть и поддержать самобытность, проявление индивидуальности, свободу его самовыражения, выделить одаренных детей.

Работа с одаренными детьми хореографического коллектива «Эдельвейс» направлена не столько на разучивание хореографических композиций, сколько на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по развитию способности к импровизации, сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце, элементы актерского тренинга.

Оптимальное сочетание методов дает возможность работать индивидуально с каждым ребенком, учитывая его возможности, способности и давать стимул к новым достижениям, способствовать поддержанию и дальнейшему раскрытию его одаренности.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Развитие творчества детей в рисовании через образы сказочных героев Основная цель работы: развитие творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие творческой одарённости детей через комплекс инновационных методов на занятиях хореографическим искусством
Опубликовано: 10 марта 2020 в 23:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...

8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...


Горячие темочки