Елена Соловьева
Развитие творчества детей посредством технологии проблемной задачи в конструктивно-модельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше.
Публикация «Развитие творчества детей посредством технологии проблемной задачи в конструктивно-модельной деятельности» размещена в разделах
Таким образом, чтобы реализовать запрос общества, надо формировать интерес к конструктивно-модельной деятельности у детей дошкольного возраста. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности, формировать личностные качества.
Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчука, Л. А. Венгера, С. В. Петрушиной, О. М. Дьяченко, З. В. Лиштван и др. Ими были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Однако не была разработана развивающая творчество система обучения детей даже этому виду конструирования. В связи с этим детское конструирование с использованием разных материалов носит, в основном, чисто репродуктивный характер, что не способствует развитию детского творчества.
Новизна нашей работы состоит в том, что мы решили использовать технологию проблемной задачи, которая решается тремя методами: комбинированием, преобразованием, приписыванием. Такая технология используется в различных областях, и мы решили использовать ее и в конструировании. Мы предположили, что эти методы в совокупности с технологией проблемной задачи будут способствовать не только развитию творческих способностей детей, но и формировать такие качества личности, как: самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Так как проблемное обучение предполагает стимулирование самостоятельности детей и творчества в познании.
Цель работы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования технологии проблемной задачи в конструктивно-модельной деятельности.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи :
1. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания проблемных, творческих ситуаций в конструктивно-модельной деятельности.
2. Формировать умение изменять постройки способами надстраивания, расстраивания, пристраивания (в высоту, длину, ширину).
3. Самостоятельно решать проблемные ситуации, используя методы конструирования, такие как комбинирование, преобразование, приписывание в самостоятельной деятельности.
4. Развивать такие качества личности как: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. (умение анализировать, планировать, доводить дело до конца)
Всю нашу работу мы разделили на три этапа:
Цель начального этапа выявить уровень знаний детей, подобрать методы и формы обучения и оформить развивающую предметно-пространственную среду.
Цель основного этапа подобрать проблемные задачи по трем направлениям: комбинирование, преобразование, приписывание.
И на заключительном этапе провести работу с родителями и повторную диагностику с целью выявления динамики.
Нами была оформлена развивающая предметно-пространственная среда. Был пополнен строительный материал, разнообразные мелкие и крупные игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Также были подобраны д/и типа «Что перепутал художник?», «Упадет или не упадет?», иллюстрации построек, модели конструкций, схемы построек, игры типа «Танграм». Изготовлен плоский конструктор, для моделирования будущей постройки.
На основном этапе работы проходила реализация наших задач. Постановка проблемной задачи выражалась в загадках, постановке проблемной ситуации. Мы использовали следующие методы организации обучения конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности : комбинирование, преобразование, приписывание. Внесли в каждый из методов проблемные задачи. Такая техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Комбинирование представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или элементов конструкции. При комбинировании мы использовали такие формы конструирования как, конструирование по образцу : детям предлагались образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывались способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества, но если предложить детям соединить определенные части разных построек, то этот важный обучающий этап обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. Например: нам нужно построить мост, но не простой, а для автомобилей и для поезда. Как это сделать?
Конструирование по рисунку - опираясь на рисунок, дети создавали конструкции, подбирая материал самостоятельно.
Конструирование по простейшим чертежам и схемам.
В методе преобразование, варианты основных конструкций дети создают сами, а затем преобразовывают ее, путем изменения образцов в высоту, длину и ширину, а так же заменяя одну деталь на другую. На каждом занятии после освоения основной конструкции детям предлагались задачи типа «Построй такой же домик, но высокий», «Построй такую же машину, но длинную». При этом дети вынуждены выбирать один из имеющихся у них способов решения: расстраивание, надстраивание или пристраивание. При использовании этого метода предусматривалось не только усложнение конструкций одного и того же объекта, но и усложнение практических действий, обеспечение активной поисковой деятельности детей. Здесь мы использовали такую форму как: конструирование по условиям - задачи выражаются через условия и носят проблемный характер. Задавались определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку. Мы использовали игру «Перестрой ворота». Детям предлагалось построить ворота любой формы и размера. Затем брали машину, сажали в нее игрушку, которую можно сажать и ставить, и подъезжали к каждой постройке со словами:
Вы ворота отворите
И машину пропустите!
Побуждали детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя пошире столбики; удлинять перекладины и т. д.).
Приписывание – это создание ребенком новых образов, приписывая предметам несвойственные им качества, наделяя их способностью к превращению в другой предмет. Особенностью этого метода конструирования состоит в том, чтобы увидеть в естественном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами. Особенно велико значение такого вида конструирования для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребенка.
На этом этапе мы использовали:
- конструирование по теме - дети сами создавали постройки по конкретной теме, выбирали способы их выполнения, материал. Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению задачи, но пределы ее ограничены темой. Например, после постройки теремка, детям предлагалось дополнить свою конструкцию элементами украшения.
- конструирование по замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно. Во время занятий материала было больше, чем требовалось для данной постройки, чтобы приучить детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Здесь мы использовали игру «Угадай, где я». Ребята строили по замыслу, затем брали игрушку и начинали игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и спрашивает: «Где я?».
- конструирование по модели. Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у детей материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Здесь мы использовали игровые задания типа строительства загородок, озер, клумб, стоянок для машин. Сооружение загородок с опорными моделями, но без показа способов конструирования (по четырем углам устанавливаются детали, затем дети сами застраивали расстояние между ними). Глядя на модель, ребенок домысливает, как бы дорисовывает ее, приписывая к одной и той же модели разные дополнительные детали.
- конструирование по чертежу. Дети испытывали трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (деталей строительного материала, поэтому, сначала мы обучали детей построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам – схемам. Дети использовали изготовленный нами плоский конструктор, для моделирования будущей постройки, самостоятельно приписывали своей конструкции различные детали, а затем строили.
На заключительном этапе была проведена работа с родителями. Для родителей были подготовлены информационные папки передвижки, консультация «Использование дидактических игр на занятии по конструированию». Проведено родительское собрание на тему «Развитие творческих способностей посредством конструктивно-модельной деятельности», буклеты, брошюры, семинар-практикум, в форме КВН «Конструктоград» Оформлена фотовыставка построек «Волшебные замки».
Повторная диагностика показала положительную динамику в развитии конструктивно – модельной деятельности детей. Дети научились не только преобразовывать постройки в высоту, ширину, длину, но и творчески подходить к решению поставленной задачи. Ведь самоценным для нас являлся не конечный продукт – постройка, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Также дети стали выстраивать и использовать свои постройки в сюжетно-ролевой игре, пользоваться плоским конструктором, моделировать, а потом выстраивать конструкции по своим замыслам. Им стало интересно комбинировать свои постройки, пристраивать к конструкции различные детали, украшать постройку.