Получи документы

Выступление на РМО «Развитие у детей логического мышления, используя логические блоки Дьенеша»

Лилия Мухамедшина
Выступление на РМО «Развитие у детей логического мышления, используя логические блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Публикация «Выступление на РМО „Развитие у детей логического мышления, используя логические блоки Дьенеша“» размещена в разделах

Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач и выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Развитие логического мышления возможно посредством игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики.

Что же такое блоки Дьенеша?

Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

1. Цвет: Синие, красные, желтые.

2. Размер: Маленькие, большие.

3. Толщина: Толстые, тонкие.

4. Форма: Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями, способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Как работать с блоками Дьенеша

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в руках - и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

•Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).

•Попросите ребенка дать мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

•Попросите ребенка определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами.

Задание: положить перед собой все круги (чем похожи и чем отличаются)

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.

Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Затем положить на стол все квадраты. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме).

Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер). И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам. Например - квадратный синий большой толстый блок. (цвету, форме, размеру, толщине).

В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

На новом этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.

1. Цвет - обозначается пятном.

2. Размер – обозначается силуэтом домика (большой, маленький).

3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме (круглый квадратный, прямоугольный, треугольный).

4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.

Карточки рассматриваются детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре детей появляется такие определения: «… это красный, большой, круглый, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки».

Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками, где в первой из низ изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства. Игра называется «Все в ряд». После освоения этих умений, можно усложнить задания. Теперь дети будут самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Предлагаются такие игры «Кто быстрее соберет блоки, «Поручения», «На свое место». Например, ведущий говорит: «Кто быстрее соберет все красные блоки», «Саше поручается собрать все круглые блоки», «Все толстые блоки положите на свое место – в большой обруч».

В комплекте Дьенеша, есть карточки (11 штук) с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест большой дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. Например, - не синий, - не круглый, - не толстый, - не большой и т. д.

Для усвоения слов: не красный, не круглый, не большой, не толстый, необходимы игры «Переводчики», «Помоги Незнайке». В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначено на карточках, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, величину и т. д. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, не круглый, не треугольный, толстый (тонкий, большой (маленький). Подобные игровые упражнения могут проводиться, как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц. Воспитателем готовятся таблицы, каждая из которых позволяет отражать возможные сочетания двух, трех или четырех определенных признаков.

Таким образом, карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

И наконец, наиболее сложные задачи на разбиение по свойствам. Вариантом таких игр являются игры с обручами.

При подготовке дошкольников к подобным играм нужно сформировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Расположить внутри синего обруча все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Но прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Для занятий с блоками Дьенеша можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Рисунки в альбоме могут служить схемами, для составления фигур из блоков на столе или на полу. С детьми постарше вам помогут провести занятие пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет); «Поиск затонувшего клада» (5-8 лет).

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и прочим, то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности, научите догадываться, доказывать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик»Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик» Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Педагогический эксперимент «Развитие логического мышления дошкольников через реализацию технологии блоков Дьенеша» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша». Актуальность:.

Проект «Логические блоки Дьенеша» Проект "Логические блоки Дьенеша" В начале детям представилась возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе.

Презентация «Развитие логического мышления через дидактические игры: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша» Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком.

Развитие логического мышления, логические экологические задачи для дошкольного возраста .

Развитие логического мышления у детей Жизнь человека можно образно представить в виде беспрерывной цепочки практических задач, требующих немедленного или отсроченного решения.

Самообразование в ДОУ «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Актуальность:.

Планирование по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Задачи на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на РМО «Развитие у детей логического мышления, используя логические блоки Дьенеша»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 18:55
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на РМО «Развитие у детей логического мышления, используя логические блоки Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Мухамедшина (УИ 1235430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД