Виктория Чаевская
Развитие умственных способностей как один из факторов успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Важно не только какими знаниями владеет дошкольник ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, умеет ли преобразовывать конструкции, придумывать замыслы рассказов, рисунков. Основой же развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.
Публикация «Развитие умственных способностей как один из факторов успешного обучения в школе» размещена в разделах
Наглядное моделирование - обозначение самих предметов при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения - при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объёме или на плоскости).
У детей, владеющих внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п) появляется возможность применить полученные умения на практике, т. е умение «заранее» видеть возможные результаты собственных действий, что является показателем высокого уровня умственных способностей.
Выделяют 5 типов заданий, способствующих развитию умственных способностей детей:
Задания на замещение предметов. Они направлены на формирование у детей умения выполнять действия замещения, а также подбирать к заместителям соответствующие им предметы. «Разноцветные цепочки», «Вместе расскажем историю», «Зверюшки на дорожках».
Задания на анализ строения предметов. Данные задания способствуют развитию пространственных отношений между предметами или их частями. «Пирамидки», «Звёзды на небе», «Подбери детали», «Стройка».
Задания на выделение пространственных отношений. Цель: понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами (пространственными ситуациями). «Куда спрятался жучок?», «Найди игрушку», «Принеси карандаш», «Водители».
Задания на использование логических отношений. Цель: формировать умение учитывать и использовать связь между моделями и объектами и использовать её в собственных действиях. «Кто веселее?», «Угадай, что спрятано?», «Четвёртый лишний», «Домино».
Задания на создание новых образов. Цель: способствовать самостоятельному придумыванию рисунков, рассказов, сказочных событий, решение задач на замещение, наглядное моделирование и воображение. «Волшебная мозаика», «Чудесные превращения», «Где чей дом?», «Перевёртыши».