Папки-передвижки

Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Светлана Евсеева
Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Одной из задач воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Публикация «Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию…», «вообрази, что ты…»или «на что это может быть похоже». Для того чтобы представить и придумать необходимо воображение.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: а нужно ли вообще применять нетрадиционные техники в изобразительной деятельности? Опыт показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ. Чтобы ребенок работал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, развивал воображение посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности, взрослый своевременно должен помогать ему, оказывать педагогическую поддержку, основными факторами которой являются:

*обеспечение детям необходимой степени свободы творчества;

*создание на занятиях благоприятной, эмоциональной атмосферы, чувства комфорта, вдохновения;

* обеспечения ситуаций успеха, выбора, самостоятельного принятия ребенком решения;

* формирование у детей чувства защищенности, уверенности в себе ив своих возможностях, стремление к самоактуализации;

* постепенный переход от созерцательности и поощрения творческой деятельности дошкольников к диалогу, передаче необходимых знаний и активным методом творческого освоения действительности.

Творческий процесс, в который вовлекается ребенок, очень хрупок и непредсказуем, поэтому во время занятий нет места сравнениям и порицаниям.

Нетрадиционная изобразительная деятельность требует соответствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат.

Работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы, сминать салфетки, бумагу, рисовать пластилином, и получать интересные, красивые работы?

Дети знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, аппликации, дизайне, рассказах и т. д.

Богатые возможности в этом отношении представляет нетрадиционная изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, творчества, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы и техники в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Необходимо помнить, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Сухомлинский утверждал – «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Одной из задач воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Дидактические принципы

1 Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Данный принцип предполагает использование таких методов и приемов как объяснение, разъяснение, беседу, наблюдение, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.

2 Принцип наглядности, приобретаемый особую значимость в дошкольный период. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно - образного мышление. Этот принцип позволяет формировать у ребенка художественно – эстетическое восприятие и вкус, эмоционально – чувственное отношение к действительности.

3Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности. Творчество необходимо развивать не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдение, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений.

4 Принцип доступности, основанный на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. С целью сглаживания данных недостатков развития необходимо проведения физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, подвижных игр. Тематика занятий должна быть интересной. При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития» : сначала детей знакомят с известными событиями и явлениям окружающей действительности.

5 Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально – личностных особенностей детей : темперамент, характер, интересы и др.

Данный принцип реализуется через рисование по замыслу, свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения.

Формы работы с детьми применяющиеся в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности :

-беседы;

-занятия на основе метода интеграции;

-рассматривание иллюстраций, таблиц;

-выставки детских работ

-дидактические игры;

-экспериментирование с различными материалами;

-соревнования, развлечения;

-использование физкультурных минуток;

В работе используются различные методы и приемы :

-одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

-обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, таблиц и др. наглядных пособий);

-словесный (беседы, указания, пояснения);

-практический (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

-эвристический (развитие находчивости и активности);

-метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)

-сотворчество

-мотивационный (убеждение, поощрение).

К методическим особенностям построений знаний с детьми относиться:

-пальчиковые игры непосредственно с использованием на данном занятие из материалов;

-преподнесение и закрепление материала занятия в форме дидактических и подвижных игр;

-обязательное использование музыки;

-постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);

-включение в занятия дыхательных упражнений, ритмических и релаксационных упражнений.

Работа нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. У всех дома есть много ненужных, но таких интересных для детского творчества вещей (зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Много интересного можно найти на прогулке: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.

Публикации по теме:

Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике» Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы лепки»Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы лепки» «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные исследования.

Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества и воображения у детей среднего дошкольного возраста Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества и воображения у детей среднего дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика.

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста Презентация. Меня зовут Науменко Наталья Ивановна. Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты. Тема моей презентации «Методы и приемы.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности» нетрадиционные изобразительные техники:эффективные средства изображения, включающие новые художественно - выразительные приемы создания.

Методы и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возрастаМетоды и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возраста В нашем детском саду «Сардаана» я работаю воспитателем и руководителем изостудии «Умелые руки». В кружке "Умелые руки" дети учатся работать.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 23:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД