Приложение МААМ

Развитие вокальных навыков у детей

Оксана Семухина
Развитие вокальных навыков у детей
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у дошкольника.

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса.

2. Развивать певческие навыки ребенка :

речевое и певческое дыхание;

правильную артикуляцию;

интонирование;

голосовые возможности;

звукообразование;

выразительное пение.

Публикация «Развитие вокальных навыков у детей» размещена в разделах

3. Развивать коммуникативные качества детей.

Этапы развития певческих навыков и музыкальных способностей у детей

1. Подготовительный или ознакомительный этап.

Знакомство детей с песней происходит с помощью выразительного исполнения музыкального произведения (песни) или прослушивания аудиозаписи со звучанием хорового пения или отдельных исполнителей. С помощью выразительного исполнения, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни. После получения базовых понятий следует объяснить детям правила певческой постановки: как надо сидеть, как надо стоять во время пения (руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно). К этим требованиям следует постоянно возвращаться, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

2. Первичное освоение певческих навыков

Дыхание играет важную роль в процессе первичного освоения певческих навыков. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. У детей с ОНР отмечается поверхностное дыхание, малый объем и сила выдоха, не дифференцированный носовой вдох и выдох, поэтому работа над постановкой дыхания является основой для дальнейшей работы по вокалу.

А. Г. Менабени в своей книге «Методика обучения сольному пению» пишет: «В вокально - педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно - диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота…. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования…. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох….».

С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Предполагаются следующие упражнения:

«Надуй шарик»;

«Игра с флюгером»;

«Задуй свечку»;

«Вдохни аромат цветка».

Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Вокальная дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы:

• Выразительное чтение текста;

• Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов;

• Правильное и отчетливое произношение слов;

• Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.

Артикуляция - работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти) с помощью упражнений.

Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т. к. со звукообразованием связана напевность. Начинать работу следует с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного звука следует использовать попевки, упражнения на гласные (У, (Ю, а также песни с нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания («Куда летишь, кукушечка?», «Веселая дудочка»).

Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному звуку (О). Пение упражнений на гласные (О) и (Ё) способствуют образованию округлого красивого звука.

Специального округления требуют звуки (И, (А, (Е, (Ё, (А) приближен к (О, (Е) – к (jО). Немаловажное значение в произношении гласных звуков имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь – (Р).

3. Работа по развитию динамического, ритмического ансамбля.

Для развития ритмического ансамбля важно учить детей петь песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле береза стояла», «А я по лугу»).

Динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного расположения детей. Поэтому целесообразно посадить хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие. Это дает возможность дифференцировать работу по отношению к каждой группе воспитанников. Исполнение песен нужно проводить не только хором, но и группами. Очень хорошо вносить элемент игры: кто-то поет громче, кто-то тише, пение по цепочке. Наибольшая заинтересованность проявляется у детей, если у них имеется задача закончить певческую фразу или предложение. Например, «Что ты хочешь кошечка?», когда педагог поет начало музыкальной фразы «Что ты хочешь, кошечка…», а дети всей группой или индивидуально пропевают ее окончание. Ребенок имеет хорошую возможность проявить музыкальность и чувство лада, ритма, фантазии, жизненного опыта. В данной игре все взаимосвязано.

Важно учить детей слушать и слышать сопряжение двух звуков – интервал, чтобы помочь им ориентироваться в чистоте интонирования через специальные упражнения на освоение различных мелодических интервалов. Например, изучая с детьми квартовые интонации, можно показать голосом опору на верхний звук ( дети повторяют: «Вставай, вставай, постельку заправляй, штанишки натягивай, песенку затягивай»). Здесь важны активность, целеустремленность, волевое начало. Опора на первый звук несколько смягчает интонацию, делая ее спокойной. Каждый интервал, даже вне музыкального контекста, имеет большое количество «переменных величин», оказывающих влияние на интонационную образность: направление движения мелодии, метроритмическое и динамическое соотношение звуков, способ звуковедения. Для музыкальной педагогики это важно, так как, с одной стороны, обеспечивает интонационно чистое пение, с другой стороны – от этого зависит выразительность исполнения. С этой целью проводятся специальные упражнения, последовательность которых предполагает обработку каждого мелодического скачка.

Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. У детей с ОНР развитие певческих навыков и музыкальных способностей способствует также и улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания и интонации голоса, развитию речи.

Содержание занятий вокального кружка включает в себя:

1. Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания;

1. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

2. Образные упражнения - распевки, потешки, прибаутки и т. д.

3. Упражнения на развитие чувства ритма и музыкальной памяти;

4. Детские эстрадные песни, детские песни советских и современных композиторов; народные хороводные и плясовые песни, детские песни из мультфильмов;

5. Музыкальные игры, загадки;

6. Упражнения на развитие музыкальных способностей

Характеристика возрастных возможностей певческих навыков

детей от 3 до 5 лет

- происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;

- певческий диапазон в пределах ре – ля, ре – си;

- поют слитно короткие фразы;

- используют различные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное);

- мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе;

- певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная;

- отсутствие отдельных звуков в речи;

- не могут следить за чистотой певческой интонации;

- поют мелодию не всегда верно;

- отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на аудитории.

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности ребенка.

2. Развивать певческие навыки.

3. Через музыкальную деятельность развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

4. Учить преодолевать робость и стеснение, снимать напряженность и зажатость.

Предполагаемый результат

Ребенок умеет:

* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.

* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля.

* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.

* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.

* достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.

* импровизировать голосом короткую фразу.

* достаточно эмоционально передать содержание песни.

* достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.

Характеристика возрастных возможностей певческих навыков

детей от 5 до 7 лет

- происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;

- певческий диапазон в пределах ре –си, ре – до;

- способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни;

- голос становится более звонким;

- отсутствие отдельных звуков в речи;

- способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего пения;

- ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения;

- певческая дикция у большинства детей правильная;

- хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

Предполагаемый результат

Ребенок умеет:

* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.

* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си.

* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.

* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы.

* уверенно прохлопать ритм простейших песен.

* импровизировать голосом короткую фразу.

* достаточно эмоционально передать содержание песни.

* выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета).

* достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете.

* выступать на сцене с другими участника коллектива.

Публикации по теме:

«Подготовка руки к письму; развитие графомоторных навыков у детей с ДЦП». Проблема социализации и социальной адаптации детей с нарушениями психофизического развития является одной из актуальных и значимых в теории.

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста. Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являлась, является.

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей на тему: “Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. ”.

Опыт работы «Пение, как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Г. Рукавишников.

Развитие сенсомоторных навыков у детей с ОВЗРазвитие сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ Развитие сенсомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. [/b] «Единственная возможность научить ребенка жить в существующих.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Работая с дошкольниками, я наблюдаю с какими трудностями сталкиваются.

Развитие навыков самообслуживания и гигиенических навыков у детей раннего возраста (2–3 Года) В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию,.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста (2–3 года) В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию,.

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста ___ Слайд№1 Слайд№2 “Музыкальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие вокальных навыков у детей
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 22:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие вокальных навыков у детей» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Семухина (УИ 769998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД