Получи документы

Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Светлана Валерьевна Садовская
Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Большую тревогу вызывают данные опросов родителей и педагогов, свидетельствующие о возникшей тенденции усиления неблагополучия в эмоциональной сфере детей нынешнего поколения : они более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными.

Однако еще в «Никомаховой этике» Аристотеля философском исследовании добродетели, характера и добропорядочной жизни ставилась задача научить людей управлять эмоциональной жизнью с помощью интеллекта. «В наших страстях, правильно используемых, есть мудрость: они направляют наше мышление, определяют наши ценности, руководят нашим выживанием. Но им ничего не стоит сбиться с правильного пути, что они слишком часто и проделывают». Как представлялось Аристотелю, дело не в эмоциональности, а в уместности эмоций и их выражения. Вопрос о том, как привнести ум в наши эмоции — и вежливость на наши улицы и внимание и заботу в жизнь нашего общества не нов, но очень актуален.

Публикация «Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений» размещена в разделах

Сейлови включил принятые Гарднером личностные умственные способности в свое определение эмоционального интеллекта, расширив их до пяти главных областей:

1. Знание своих эмоций. Самоосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, это имеет решающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений.

2. Управление эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способность, которая основывается на самоосознании. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

3. Мотивация для самого себя. Приведение эмоций в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для самомотивации и владения собой и для того, чтобы быть способным к созиданию. Самоконтроль над эмоциями — отсрочивание удовлетворения и подавление импульсивности — лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись.

4. Распознавание эмоций в других людях. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на эмоциональное самоосознание, является основным «человеческим даром». Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди.

5. Поддержание взаимоотношений. Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими; они — просто звезды общения.

Определить уровень развития областей эмоционального интеллекта у наших детей нам помогла диагностика социально-коммуникативной компетентности под редакцией О. В. Дыбиной, С. Е. Анфисовой А. Ю. Кузиной, И. В. Груздовой. В результате ее проведения были выявлены уровни развития по следующим параметрам:

- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, и рассказать о нем;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

- умение спокойно отстаивать свое мнение;

- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Обследование показало:

дети знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать, не способны к оказанию помощи, в конфликтных ситуациях не способны договориться. Оценивая эмоциональное состояние сверстника и взрослого большинство детей опирались на личные проекции.

Например детям предлагалось диагностическое задание «отражение чувств».

Отвечая на вопросы по картинкам дети скудно определяли эмоциональное состояние как «хорошее» и «плохое» или же опирались в определении настроения на свои проекции и предположения не учитывая объективные факты: мимика, жесты, поза.

Папа сердится:- говорит девочка.

На вопрос взрослого: – почему ты так решила?

Отвечает:- кружка ведь разбилась.

И далее прогнозирует ситуацию: «Папа ее наказал».

Хотя на картинке объективно видно, что у папы лицо совсем не сердитое, а поза не предполагает никакой агрессивности.

Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает нас: «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей» (п. 2.1. ФГОС ДО). А выявленные нами в результате диагностики проблемы являются ни чем иным как возрастной особенностью. М. И. Лисина, доктор психологических наук, профессор, изучавшая генезис общения у детей (3, стр. 207). отмечала: Каждому ребенку необходимо хорошее отношение сверстника. Но понять, что сверстнику нужно то же самое, он не может. Дошкольник относительно слабо интересуется своим товарищем как таковым: он плохо отражает его портретные черты, редко обращает внимание на его душевное состояние. Зато он чутко воспринимает все тонкие полюсы отношений ровесников к самому себе. Таким образом, дошкольники относится к сверстнику как к «невидимому зеркалу» - они ищут в нем лишь собственное отражение. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику.

Помощь нашим воспитанникам в разрешении данного противоречия мы осуществляли через развитие эмоционального интеллекта в играх и игровых упражнениях, потому что в игре взрослый, оставаясь центром мира ребенка, может оказывать сильное влияние на развитие его социально-коммуникативной сферы. По мнению Л. С. Выготского (1,стр102, игра является источником развития и создает зону ближайшего развития. В игре все события как бы пропускаются через переживания, а значит лучше запоминаются и осмысливаются. А самое ценное то, что игра естественная деятельность ребенка, следовательно, мы имеем мощное мотивационное подкрепление. А развитие эмоционального интеллекта как раз и подразумевает развитие желания осознавать, управлять и правильно применять наши эмоции.

Игры и игровые упражнения проводятся мной каждую неделю, обязательно в группе и при участии воспитателя, т. к. именно воспитатель будет развивать эмоциональный интеллект своих детей в совместной игровой деятельности, ведь педагоги также как и дети, участвуя в играх не только развивают свой профессиональный репертуар, но и учатся приводить себя в состояние «вдохновения» работать над развитием эмоционального интеллекта у детей.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, вызвавшие наибольший интерес у детей и педагогов.

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель:

Развивать умелое обращение с чужими эмоциями.

вызывать положительные эмоции от умения оказывать внимание сверстникам.

Игра «Магазин цветов»

Цель:

сосредоточить внимание детей на сверстнике

учить замечать в окружающих сверстниках хорошие качества и говорить о них внятно и громко

Игра «Чувство и движение»

Цель:

Развитие самоосознания — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, что в этот момент происходит с телом.

Игра «Автопарк»

Цель:

Развитие умения чувствовать свое тело, расслабляясь по контрасту с напряжением.

Развитие умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки.

Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и, наоборот. Расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению.

Игра «самый банановый»

Цель:

учить распознавать эмоции в других людях, основываясь на мимических выражениях.

Игра «большие пальцы вверх шепчем все вместе»

Цель:

Развивать самоконтроль над эмоциями, учить подавлять импульсивность.

Литература.

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. М. : Педагогика, 1984.

3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Просвещение, 2001.

4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. ; 1986.

5. Гоулман Дениел Эмоциональный интеллект. Издательство «Манн, Иванов и Фебер» М. ,2013.

Публикации по теме:

Правила определения ведущей руки ребенка НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ РУКОСТИ При проведении этих «тестов» важно помнить несколько правил, соблюдение которых поможет получить.

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Опубликовано: 16 октября 2014 в 11:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД