Лучший педагог года

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода

Галина Беркалиева
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода

«Сегодня идти в ногу со временем – это значит отставать.

Время надо опережать. Увидьте себя в будущем.

А если увидели – постройте его».

Добрый день уважаемые коллеги! Удивительная страна Детство! Неправда ли? Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент…

Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода» размещена в разделах

В рамках реализации годовой задачи по ранней профориентации дошкольников в структурном подразделении «Созвездие» реализован проект «Город Профи». Идея проекта заключается в создании интерактивной среды, в которой дети могут узнавать о различных профессиях и их пользе для общества. Наш город растет вместе с воспитанниками и после знакомства ребят с новой профессией, на карте города появляется новый объект, связанный с ней. Помогают дошкольникам знакомиться с трудом взрослых герои-помощники, каждый из которых имеет свое направление в соответствие с классификацией профессий, предложенной российским психологом Е. А. Климовым. Хотим и Вас с ними познакомить Мира, Эконик, Гаечка, Артик, Кодик. «ГородПрофи» растет вместе с воспитанниками. Все педагоги нашего структурного подразделения имеют единый инструмент для профориентационной работы, но реализовывают данную работу каждая группа по-своему, в зависимости от возраста и потребностей воспитанников.

Вторая младшая группа активно включилась в работу и сегодня, мы хотим представить свой опыт работы по теме “Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников второй младшей группы в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода».

Детский сад становится местом, где ребёнок получит возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.

Информацию о мире профессий дети дошкольного возраста воспринимают по принципу «от близкого к далекому».

Наибольший интерес для детей на первых этапах знакомства с профессиональной деятельностью представляют те профессии, с которыми ребенок сталкивается ежедневно и результаты этой деятельности ему понятны и значимы.

Мы начали свою работу по ранней профориентации с ближайшего окружения - «Кто работает в детском саду?» с блока по формированию представлений у детей дошкольного возраста о работе сотрудников детского сада, трудовых процессах, орудиях труда.

Перед нами стояла задача не только познакомить воспитанников с теми, кто работает в детском саду

и не только вооружить ребенка когнитивной составляющей какой-либо профессии.

Но и сформировать понятие о том, что любой вид деятельности должен быть направлен на положительный результат, развивать у ребенка чувства эмпатии и эмоциональной отзывчивости.

Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения, мы пришли к осознанию необходимости изменить характер образовательного процесса и способы деятельности воспитанников.

Для успешной социализации, эмоциональной отзывчивости необходимо сформировать желание узнавать, открывать, научиться новому, то есть формировать познавательный мотив и понимание того, что именно нужно выяснить, освоить.

Это влечёт за собой изменение образовательной и предметно – пространственной среды, обновление методов, приёмов, технологий в работе с воспитанниками, что и предусматривает деятельностный подход.

Ранняя профессиональная ориентация в детском саду невозможна без создания соответствующей развивающей предметно – пространственной среды. С этой целью более углубленного изучения отдельных профессий в группах нашего детского сада были организованы профцентры, наполнение которых позволяет смоделировать технологический процесс доступными для дошкольников средствами. Центры наполнены авторскими дидактическими играми: «Чистим зубки…», «Четвертый лишний», «Шнуровки», «Большая стирка», «Наведи порядок», размещены атрибуты и материалы, необходимые для освоения различных профессий. Подобрана картотека мультфильмов «Кто работает в детском саду» и мультимедийных презентаций в соответствии с темой. Широко используются ИКТ возможности образовательного учреждения: интерактивный пол и интерактивная песочница.

Можно много рассказывать о профессиях, но пока ребёнок не «погрузится» в модель профессии, он не поймёт, нравится ему это занятие или нет. Нами выбрана наиболее эффективная форма работы - экскурсии к специалистам детского сада. Принципиально важно то, что воспитанники во время экскурсии получают не готовое знание, а добывают его сами в процессе собственной деятельности. Да и сама экскурсия должна быть инициирована воспитанниками.

Так перед знакомством с профессией машиниста по стирке белья, у воспитанников пропали все полотенца для рук. Пришли к выводу, что полотенца могли забрать на стирку и дети решили найти свои полотенца. На прачечной узнали, как стирают полотенца, где они сохнут, помогли собрать чистые полотенца и даже под руководством машиниста по стирке белья научились складывать полотенца.

Накопив определённый багаж знаний и представлений о какой-либо профессии в ходе образовательной и проектной деятельности, дети переносят их в самостоятельную игру. Для этого нами разработаны и активно используются в работе индивидуальные дидактические альбомы.

Индивидуальные дидактические альбомы – это отличный способ изучения, закрепления и повторения материалов. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, дидактический альбом дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Очень серьёзная и начитанная девочка Мира из города Профи сопровождает наших воспитанников на страницах дидактического альбома.

Работа с дидактическим альбомом отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми :

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;

- вариативен (есть несколько вариантов игр и уровней сложности);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Альбом создан под запросы воспитанников, можно добавлять страницы с новыми заданиями. Страницы альбома многоразовые, даже задания с пластилином легко выдерживают аккуратную чистку и снова готовы к работе. Придумана система закладок, дети самостоятельно могут найти нужный разворот или проведя ассоциацию с прошедший экскурсией найти закладку с предметом помощником. Воспитанники могут брать свой альбом домой, если возникает такое желание. На последней странице под qr-кодами есть увлекательные задания или подборка мультиков для совместного времяпрепровождения воспитанников и их родителей.

Наша цель познакомить воспитанников с сотрудниками, которые ежедневно на страже их беззаботного детства. К каждому сотруднику мы обращаемся по имени - отчеству, мы знаем их и знаем какой труд они выполняют. Поэтому после знакомства на экскурсии, дети могут вклеить фотографию сотрудника в окошко детского сада. Нам предстоит еще много знакомств и окошек в нашем детском саду хватит на всех.

Мы находимся в постоянном поиске новых форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, средств подачи материала воспитанникам и в следующем году с нашими воспитанниками планируем изучать кем работает моя мама и мой папа посредством экскурсий, в том числе и виртуальных

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовыми к решению различных задач и самостоятельному принятию решений.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода
Опубликовано: 22 мая 2024 в 15:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода» (включая файлы) размещена пользователем Галина Беркалиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День Чувашской Республики. Передвижка «Чувашия»

24 июня отмечается  главный государственный праздник чувашского народа — День Чувашской Республики. В этот день торжества и народные гуляния проходят во всех городах и селах Чувашии.

23 июня. День Святой Троицы. Передвижка «Береза - символ России»

Приход Троицы знаменует собой конец весны и начало лета. Праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Главный символ праздника - береза. Ее наряжают, украшают листвой храмы, а ее веточки освящают и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД