Папки-передвижки

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР

Елена Дьяконова
Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

(первый этап)

Направления и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР по формированию зрительно-моторной координации.

1 этап

Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР и темпов их продвижения.

Предлагается последовательность работы, где отражено постепенное усложнение материала.

1. Формирование зрительно-пространственного восприятия и представлений

Публикация «Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению.

В конце коррекционной работы у ребенка должны быть сформированы следующие способности:

• способность определять пространственные признаки предметов (форма, величина, цвет);

• способность осуществлять зрительный анализ и синтез;

• способность определять направления в пространстве (налево, направо, вперед, назад, вверх, вниз);

• способность определять пространственные отношения между предметами (справа, слева, сверху, снизу, над, под, между, около и т д).

На основе этих представлений и понятий идет формирование ориентировки в двухмерном пространстве, то есть на плоскости.

Работа по определению местоположения предметов в пространстве начинается с накопления ребенком практического опыта определять у себя правую и левую руку. Далее детей учат навыку ориентировки «на себе» использовать в играх при определении местоположения игрушек в пространстве. В начале любого занятия на ориентировку проводят «зрительную разминку» : перед детьми выставляются в ряд разные игрушки, их местоположение меняется. Ребенок должен, вспомнив главный ориентир - правую руку сказать, что слева, справа, между.

Постепенно накапливая действенный опыт ориентировки «на себе», «от себя», ребенок учится определять правую и левую сторону у своего друга, у сказочного персонажа, у куклы, мысленно перенося «схему своего тела» на другой объект. Одновременно проводится работа по развитию ориентировки на плоскости (вертикальной и горизонтальной). Используются плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры, буквы, цифры. Нужно определить, что находится посередине, справа наверху, слева наверху, справа внизу, слева внизу.

Игра «Опиши узор»

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия.

Оборудование: карточки с изображением фигур и стрелок.

Ход игры: Дети должны рассказать о местоположении фигур, используя стрелку указывающую на последовательность описания.

Игра «Разложи фигуры»

Цель: развитие зрительного восприятия, навыка отслеживания направления, ориентировки в пространстве.

Оборудование: комплект разноцветных геометрических фигур и две карточки-символа с условным обозначениями.

Ход игры: Ребенку предлагается комплект разноцветных геометрических фигур и две карточки-символа с условным обозначением, по какому принципу нужно разложить фигуры в пустующие клетки:

• по признаку цвета в направлении сверху вниз;

• по признаку формы в направлении справа налево.

Выполнение таких заданий требует от ребенка концентрации внимания, быстроты реакции, так как часто такие игры проводятся на скорость, на соревнование.

Игра «9 квадратов».

Цель: развитие навыка запоминания направления движения, ориентировки в пространстве, зрительного восприятия.

Оборудование: игрушки, карточки, разделенные на 9 квадратов.

Ход игры: А). «Путешествуют» по квадратам разные игрушки, лягушка, уточки, матрешки. На первом этапе педагог, передвигая лягушку в разные квадраты, учит детей видеть и запоминать направление движения лягушки (вверх вправо - вниз влево, в конце «путешествия» ребенок должен определить, в каком квадрате оказалась лягушка. Названия квадратов дети запоминают постепенно по мере развития навыков ориентировки: центральный, верхний центральный, нижний центральный, правый центральный, левый центральный, правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний.

Б). В следующем варианте игры дети на своих индивидуальных квадратах перемещают игрушки по словесной инструкции педагога, упражняясь в различении пространственных направлений. На завершающем этапе игры детям предлагается не передвигать рукой игрушку по квадратам, а визуально представлять ее перемещения. По окончании команд ребенок должен назвать квадрат, в котором оказалась игрушка.

Игра «Составление целого из частей».

Цель: развитие пространственного зрения и мышления.

Оборудование: кубики - 4, 6, 9, 12 частей, разрезные картинки, конструкторы.

Ход игры: детям предлагается собрать из частей целое изображение. При этом на начальных этапах необходимо располагать части картинки так, чтобы ребенку приходилось восстанавливать только одно направление в пространстве: горизонтальное или вертикальное.

Игра «Зрительная разминка»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: игрушки, мозаика-конструктор.

Ход игры: нужно рассмотреть различные сказочные персонажи, изображения животных, рыб, человечков в движении. Ребенок должен определить, куда (вправо, влево) бежит ежик, летит Карлсон, плывет рыбка. Этой же задаче посвящены занятия с мозаикой-конструктором. Педагог рассказывает детям короткую сказку про утенка, одновременно конструируя его из мозаики. По мере происходящих с утенком событий (идет гулять, улетает от кошки, сидит, идет назад к дому) педагог изменяет положение туловища, лапок, головы, клюва, активизируя на этом внимание детей. При повторном рассказывании сказки дети самостоятельно воспроизводят ту или иную позу утенка, что требует концентрации внимания на пространственном расположении всех частей тела игрушки.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Проложи дорожку»Дидактическая игра «Проложи дорожку» МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Подготовила: Вершинина О. Н. ПРОЛОЖИ ДОРОЖКУ. Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев.

Программа «Я все смогу!» для профилактики синдрома хронической неуспешности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 5 октября 2014 в 18:38
+86Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дьяконова (УИ 249898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД