Юлия Анфимова
Развивающая образовательная ситуация «Школа пешеходных наук» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закреплять знания детей о правилах поведения пешеходов на улице, о значении дорожных знаков;
2. Знакомить дошкольников с историей появления светофоров на улице;
3. Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте и во дворе во время игр;
4. Развивать у детей речь-доказательство, познавательную активность, способность рассуждать и делать выводы;
5. Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и сверстников, потребность соблюдать правила дорожного движения;
Предварительная работа:
Публикация «Развивающая образовательная ситуация „Школа пешеходных наук“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
- экскурсии с детьми к пешеходному переходу, к светофору;
- прогулки с дошкольниками по близлежащим улицам;
- чтение детям книг С. Я. Маршака «Светофор», О. Тарутина «Для чего нам светофор», О. Бедарёвой «Санки», Ю. Яковлева «Моя улица», С. Ю. Волкова «Про правила дорожного движения»;
- разгадывание дошкольниками загадок о «помощниках» дорожного движения;
- рассматривание детьми иллюстраций в книгах, сюжетных картинок по данной теме;
- участие детей в настольно-печатных играх по обучению правилам дорожного движения: «Азбука безопасности», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Изучаем правила дорожного движения», «Будь заметным на дороге», «Дорожный этикет», «Осторожно, гололёд!», «Зимние правила и забавы», «Транспорт», «Дорожный постовой»;
- создание развивающей среды в группе для дошкольников, способствующей привлечению их к участию в сюжетно-ролевых играх на указанную выше тему.
Материал:
Коробка с макетом светофора, исследование ребёнка об истории появления светофора, картинки с изображением разных ситуаций на дороге, набор дорожных знаков, карточки на каждого ребёнка с изображением знаков дорожного движения, настольно-печатная игра «Знай дорожные знаки!» и «Дорожная азбука», эмблемы «Школы пешеходных наук» на каждого ребёнка, «медали» Знатоков дорожного движения.
Ход:
Воспитатель:
На дорогах трудностей так много,
без сомнения,
Но их бояться нет у нас причин.
Потому что правила движения
Есть для пешеходов и машин.
Ребята, вы уже знаете многие правила дорожного движения. Расскажите о них.
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, много правил знаете! А хотите узнать ещё?
Ответы детей.
Воспитатель:
Тогда добро пожаловать в Школу Пешеходных Наук (вручает детям эмблемы «Школы пешеходных наук»).
Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоит коробка. Педагог достаёт из неё картинку, но детям её не показывает.
Воспитатель:
Ребята, что здесь изображено вы узнаете, если загадку (называет имя ребёнка) отгадаете.
Ребё нок:
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…
Дети: Светофор!
Затем ребёнок рассказывает детям о светофоре,
о том, что было до него и об истории появления светофоров на улицах.
Содержание рассказа подготовленного педагогом ребёнка :
«Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. И люди решили придумать специальные правила, которые бы сделали движение по улицам удобным и безопасным. Первый светофор появился в Лондоне, он стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью специальных ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Светофор управлялся вручную и имел 2 стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом –«движение с осторожностью». В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которых подавались сигналы красного и зелёного цвета. Этот светофор использовался, чтобы помогать пешеходам переходить улицу, а его сигналы предназначались для транспорта – пока пешеходы шли, транспорт должен был стоять. У нас в стране первый светофор появился в Москве 84 года назад (в 1929 году). Он был похож на круглые часы, состоящими из трё х частей: красной, белой и зелёной. Человек-регулировщик сам поворачивал на них стрелку, устанавливая её на нужный цвет. Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху – красный, посередине – жёлтый. внизу – зелёный. Потом в Москве и в Ленинграде появились электрические светофоры, а позднее около универмага появился первый пешеходный светофор.»
Затем педагог предлагает детям подойти к столу с расстановленными на нём знаками дорожного движения.
Воспитатель:
Ребята, что это?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель:
Верно!
Много есть дорожных знаков,
Знаки эти нужно знать,
Чтобы правил на дороге,
Никогда не нарушать!
Воспитатель:
Для чего на дороге нужны знаки?
Ответы детей. (Чтобы не нарушать правила дорожного движения)
Воспитатель:
Да, дорожные знаки нужны для безопасной организации дорожного движения. Они информируют водителя об особенностях дороги, указывают направления движения, предупреждают об опасностях.
А знаете ли вы, ребята, на какие виды делятся дорожные знаки?
Ответы детей. (Указательные, запрещающие, предупреждающие)
Воспитатель:
Совершенно верно, дорожные знаки бывают запрещающими:
Красный круг обозначает
обязательно запрет,
Он грозит – нельзя тут ехать,
или тут дороги нет!
Дорожные знаки бывают указательными:
А еще бывают знаки
взяты в синенький квадрат,
Как и где проехать можно,
эти знаки говорят!
А ещё дорожные знаки бывают предупреждающими. Ребята, как можно отличить предупреждающий знак?
Ответы детей. (Они имеют форму квадрата или прямоугольника, и они синего цвета)
Воспитатель:
Ребята, помогите мне навести здесь порядок.
Педагог показывает детям макет улицы. На столе разложены иллюстрации с различными ситуациями на дороге, со «стёртыми» дорожными знаками. У каждого ребёнка есть карточки с изображением дорожных знаков.
Воспитатель:
Расположите знаки на каждом участке улицы, а затем объясните своё решение.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
Молодцы!
Педагог предлагает заранее подготовленному ребёнку познакомить своих сверстников с новой игрой - «Запомни дорожные знаки».
Дети проверяют свои знания о дорожных знаках с помощью электронного помощника в предложенной мальчиком игре.
Воспитатель:
Молодцы! А сейчас мы отправляемся дальше – нам надо продолжить изучение правил дорожного движения. С некоторыми важными правилами дорожной азбуки вас познакомит (называет имя ребёнка).
Мальчик рассказал о правилах поведения, которые должны соблюдать пассажиры в общественном транспорте и о том, как должны вести себя дети, организуя свои игры во дворе. Во время своего рассказа он использовал картинки из игры «Дорожная азбука». Дети, по мере необхоимости, дополняли его рассказ.
Воспитатель:
Вот и подходит к завершению наш урок в "Школе Пешеходных Наук". В конце каждого урока в школе дети получают оценки. А я приготовила вам вот такие "медали" знатоков правил дорожного движения. Но их ещё нужно заслужить - вам надо пройти небольшой экзамен. Для этого давайте поиграем с мячом (показывает детям мяч). Где же нам с ним поиграть? А давайте пойдем на дорогу, ведь там много места и нам там будет очень удобно!
Дети возражают, не хотят идти на дорогу.
Воспитатель:
Ой, можно подумать, нельзя играть на дороге! А вы что, никогда не играли на дороге? А где же можно нам тогда поиграть в мяч?
Ответы детей. (Можно играть в мяч на спортивных площадках, на участке в детском саду или во дворе на детской площадке)
Воспитатель:
Ну, ладно,вы меня убедили, что на дороге играть нельзя - это очень опасно. поэтому на дорогу мы не пойдём. Выходите сюда - на "детскую площадку" – поиграем в интересную игру, которая называется "Мяч поймай - "Да" или "Нет" мне отвечай!".
Дети становятся перед педагогом полукругом.
Воспитатель:
Я вам буду бросать мяч, и задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мяч обратно. А заодно я проверю, запомнили ли вы правила поведения на улице. Готовы?Тогда начнём!
- Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения? (обращаясь к одному из детей)
Ребё нок: Да.
Воспитатель:
- Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?
Дети: Нет!
Воспитатель:
- Ну, а когда зелёный свет горит, можно идти через улицу? (снова обращаясь к одному из детей)
Ребё нок: Да.
Воспитатель:
- Сели в автобус, не взяли билет. Так поступать полагается?
Дети: Нет!
Воспитатель:
- Старушка – преклонные очень года - в автобусе место уступим ей?
Дети: Да!
Воспитатель:
- Пешком по улице держит свой путь пешеход - верно то, что по тротуару он смело идёт?
Дети: Да!
Воспитатель:
- Люди ждут автобуса на специальной для этого остановке?
Дети: Да.
Воспитатель:
- Играть и кататься на велосипеде можно там, где машины стремительно едут?
Дети: Нет!
Воспитатель:
- Всегда ли переходить дорогу нужно нам по переходу?
Дети: Да. По наземному или подземному пешеходному переходу
Воспитатель:
- Верно то, что не надо по улице спокойно шагать, когда по ней можно вприпрыжку бежать?
Дети: Нет!
Воспитатель:
Правильно, дети! Вы замечательно справились со всеми заданиями в «Школе пешеходных наук». Поэтому я рада вручить вам «медали» Знатоков дорожного движения. Теперь вы можете рассказать и научить соблюдать эти правила малышей, а вы на улице, во дворе и в общественном транспорте будете подавать им пример!