Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО с целью развития, воспитания и социализации детей

Ольга Качалка
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО с целью развития, воспитания и социализации детей

Социализация – это непрерывное освоение культуры, норм и правил, существующих в обществе, каждым новым поколением. Социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Образовательная система выполняет важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала, развитие человечества остановилось.

Одним из необходимых условий в развитии, воспитании и социализации детей дошкольного возраста становится создание развивающего пространства в дошкольной организации. Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.

Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности на основе ФГОС ДО – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной и безопасной.

Насыщенность среды предполагает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы;

Трансформируемость среды предполагает возможность изменений

предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, а также наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;

Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также периодическую сменяемость игрового материала;

Доступность и безопасность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

Говорить об организации развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации можно бесконечно. Я хочу поделиться опытом организации среды в нашей дошкольной образовательной организации.

Все пространство ДОО можно поделить на:

- административно-хозяйственное

- витальное

- коммуникативное

- развивающее.

Развивающее пространство – это музыкально-физкультурный зал, групповые помещения, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда.

Оформление центральной стены музыкального зала меняется в соответствии с сезоном.

Пространство группы мы организовали в виде хорошо разграниченных зон: рабочей (учебной) и игровой, которые в свою очередь разграничиваются на «центры», оснащённые большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр., все предметы доступны детям. На слайде представлена организация центров, способствующий успешной социализации детей – это в первую очередь «Патриотический центр», «Экологический центр», «Художественный центр»

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение рабочей (учебной) зоны меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Коммуникативное пространство – это коридоры (оформлены стендами по правилам пожарной безопасности, дорожной безопасности, лестницы (оформлены стендами «Наши достижения», постоянно меняющейся подборкой картин отечественных и зарубежных художников по временам года, а также приуроченные к знаменательным датам, например празднованию 70-летия Победы в ВОВ).

Витальное пространство – это спальни, умывальные, раздевалки. В оформлении большое внимание уделяется раздевалкам. Здесь педагоги нашего детского сада стараются отразить исчерпывающую информацию по организации работы детского сада для родителей. Также в раздевалках старших групп оформляются уголки «Наши права», «Безопасность и мы», «Будь вежливым!». Во всех группах в раздевалках предусмотрено место для газета детского сада в целях распространения информации о проходящих мероприятиях и событиях ДОО.

Административно-хозяйственное пространство – это кабинет руководителя, методический кабинет, прачечная, кухня и др.

Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду построена с учётом следующих принципов: вариативность, полифункциональность, трансформируемость, насыщенность, доступность и безопасность. Важно, что среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, что способствует социализации детей дошкольного возраста. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«На успехе взращивается новый успех!»«На успехе взращивается новый успех!» Я занимаюсь воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья и пытаюсь подготовить их к полноценной жизни в обществе. Каждый день.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО с целью развития, воспитания и социализации детей
Опубликовано: 19 марта 2015 в 08:05
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...