Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО с целью развития, воспитания и социализации детей

Ольга Качалка
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО с целью развития, воспитания и социализации детей

Социализация – это непрерывное освоение культуры, норм и правил, существующих в обществе, каждым новым поколением. Социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Образовательная система выполняет важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала, развитие человечества остановилось.

Одним из необходимых условий в развитии, воспитании и социализации детей дошкольного возраста становится создание развивающего пространства в дошкольной организации. Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.

Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности на основе ФГОС ДО – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной и безопасной.

Насыщенность среды предполагает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы;

Трансформируемость среды предполагает возможность изменений

предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, а также наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;

Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также периодическую сменяемость игрового материала;

Доступность и безопасность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

Говорить об организации развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации можно бесконечно. Я хочу поделиться опытом организации среды в нашей дошкольной образовательной организации.

Все пространство ДОО можно поделить на:

- административно-хозяйственное

- витальное

- коммуникативное

- развивающее.

Развивающее пространство – это музыкально-физкультурный зал, групповые помещения, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда.

Оформление центральной стены музыкального зала меняется в соответствии с сезоном.

Пространство группы мы организовали в виде хорошо разграниченных зон: рабочей (учебной) и игровой, которые в свою очередь разграничиваются на «центры», оснащённые большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр., все предметы доступны детям. На слайде представлена организация центров, способствующий успешной социализации детей – это в первую очередь «Патриотический центр», «Экологический центр», «Художественный центр»

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение рабочей (учебной) зоны меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Коммуникативное пространство – это коридоры (оформлены стендами по правилам пожарной безопасности, дорожной безопасности, лестницы (оформлены стендами «Наши достижения», постоянно меняющейся подборкой картин отечественных и зарубежных художников по временам года, а также приуроченные к знаменательным датам, например празднованию 70-летия Победы в ВОВ).

Витальное пространство – это спальни, умывальные, раздевалки. В оформлении большое внимание уделяется раздевалкам. Здесь педагоги нашего детского сада стараются отразить исчерпывающую информацию по организации работы детского сада для родителей. Также в раздевалках старших групп оформляются уголки «Наши права», «Безопасность и мы», «Будь вежливым!». Во всех группах в раздевалках предусмотрено место для газета детского сада в целях распространения информации о проходящих мероприятиях и событиях ДОО.

Административно-хозяйственное пространство – это кабинет руководителя, методический кабинет, прачечная, кухня и др.

Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду построена с учётом следующих принципов: вариативность, полифункциональность, трансформируемость, насыщенность, доступность и безопасность. Важно, что среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, что способствует социализации детей дошкольного возраста. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-kachalka-o-a_mlsg6.ppt | 3010 Кб | Скачан: 314
 
Публикации по теме:

«На успехе взращивается новый успех!»«На успехе взращивается новый успех!» Я занимаюсь воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья и пытаюсь подготовить их к полноценной жизни в обществе. Каждый день.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО с целью развития, воспитания и социализации детей
Опубликовано: 19 марта 2015 в 08:05
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. День рождения Николая Носова

Лёгкий, непринуждённый слог, тонкий юмор и гениальная смысловая нагрузка – всеми этими качествами отличается любое произведение Николая Носова. 23 ноября исполняется 111 лет со дня рождения одного из...

23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

Фотоотчёт «Мир моих увлечений»
Мир моих увлечений Моё увлечение национальным костюмом нашло меня само! Соседка по лестничной площадке обратилась ко мне с просьбой починить рубаху от...
Детский мастер-класс по объёмной аппликации ко Дню Матери «Птичка и её птенчик»...
Мастер-класс по объёмной аппликации с использованием бросового материала выполнен Марьяной и Полиной. Назначение:подарок для мамы к празднику. Материал...
Видео, фотоотчёт и сценарий фестиваля-конкурса «Дружбовидение-2019 в ДОУ»
Ход мероприятия Выходит ведущий. Дорогие наши гости! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном музыкальном зале и приглашаем...