Ольга Качалка
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДОс целью развития, воспитания и социализации детей
Социализация – это непрерывное освоение культуры, норм и правил, существующих в обществе, каждым новым поколением. Социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Образовательная система выполняет важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала, развитие человечества остановилось.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС до с целью развития, воспитания и социализации детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Одним из необходимых условий в развитии, воспитании и социализации детей дошкольного возраста становится создание развивающего пространства в дошкольной организации. Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.
Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности на основе ФГОС ДО – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной и безопасной.
Насыщенность среды предполагает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы;
Трансформируемость среды предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, а также наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;
Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также периодическую сменяемость игрового материала;
Доступность и безопасность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
Говорить об организации развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации можно бесконечно. Я хочу поделиться опытом организации среды в нашей дошкольной образовательной организации.
Все пространство ДОО можно поделить на:
- административно-хозяйственное
- витальное
- коммуникативное
- развивающее.
Развивающее пространство – это музыкально-физкультурный зал, групповые помещения, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда.
Оформление центральной стены музыкального зала меняется в соответствии с сезоном.
Пространство группы мы организовали в виде хорошо разграниченных зон: рабочей (учебной) и игровой, которые в свою очередь разграничиваются на «центры», оснащённые большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр., все предметы доступны детям. На слайде представлена организация центров, способствующий успешной социализации детей – это в первую очередь «Патриотический центр», «Экологический центр», «Художественный центр»
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение рабочей (учебной) зоны меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Коммуникативное пространство – это коридоры (оформлены стендами по правилам пожарной безопасности, дорожной безопасности, лестницы (оформлены стендами «Наши достижения», постоянно меняющейся подборкой картин отечественных и зарубежных художников по временам года, а также приуроченные к знаменательным датам, например празднованию 70-летия Победы в ВОВ).
Витальное пространство – это спальни, умывальные, раздевалки. В оформлении большое внимание уделяется раздевалкам. Здесь педагоги нашего детского сада стараются отразить исчерпывающую информацию по организации работы детского сада для родителей. Также в раздевалках старших групп оформляются уголки «Наши права», «Безопасность и мы», «Будь вежливым!». Во всех группах в раздевалках предусмотрено место для газета детского сада в целях распространения информации о проходящих мероприятиях и событиях ДОО.
Административно-хозяйственное пространство – это кабинет руководителя, методический кабинет, прачечная, кухня и др.
Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду построена с учё том следующих принципов: вариативность, полифункциональность, трансформируемость, насыщенность, доступность и безопасность. Важно, что среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, что способствует социализации детей дошкольного возраста. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.