Людмила Епифанова
Развивающая программа по художественному труду для детей старшего дошкольного возраста «Творческая мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В современных условиях для успешной реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечение следующих психолого – педагогических условий:
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы и возможности;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности;
- возможность выбора детьми материалов, участников совместной деятельности.
Публикация «Развивающая программа по художественному труду для детей старшего дошкольного возраста „Творческая мастерская“» размещена в разделах
Для выполнения обозначенных условий разработана программа «Творческая мастерская». Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет) с тяжелыми нарушениями речи.
В основу программы положены идеи таких авторов как Н. А. Короткова, И. А. Агапова, М. А. Давыдова, Л. Кулакова, В. В. Выгонов а так же принципы деятельностного и личностно–ориентированного подхода, ведь одна из задач взрослого сделать жизнь каждого ребёнка в детском саду интересной и привлекательной.
Цель программы – развитие творческих способностей и формирование специальных знаний, умений, навыков необходимых в работе с разными материалами.
Развивающие задачи :
• Развитие творческого воображения, наглядно-образного и ассоциативного мышления;
• Развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств, мира природы.
Обучающие задачи:
• Обогащение художественного опыта детей; содействование освоению различных техник художественного конструирования и труда.
• Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами.
• Поддержка стремления к самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью.
Воспитательные задачи:
• Содействование формированию эстетического отношения к изобразительному и декоративно-прикладному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе, как части окружающей действительности.
• Раскрытие природы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, как результата творческой деятельности человека, воспитание бережного отношения к результатам чужого труда.
Коррекционные задачи:
• Уточнение, расширение и обогащение, лексического запаса ребенка.
• Развитие коммуникативности и успешности в общении.
• Развитие мелкой моторики рук.
Здоровьесберегающие задачи:
• Формирование правильной осанки.
• Способствование хорошему самочувствию и настроению ребенка.
• Профилактика утомляемости.
Работая в компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, параллельно с общеобразовательными задачами, мы должны решать и задачи коррекции речи. Известный педагог В. А. Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Большое внимание оказывает художественный труд на умственное развитие ребенка, стимулирует мышление, активизирует психические процессы. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок и говорит. Не для кого ни секрет, что развитие руки ребёнка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, примерно к 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга отвечающих за развитие мелких мышц кисти. Поэтому так важно уделить должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения руки именно в этот период дошкольного возраста.
Перед нами встаёт задача-помочь детям преодолеть эту проблему с помощью различных видов продуктивной деятельности.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности – рисование, лепку, конструирование, аппликацию. Продуктивная деятельность – это превращение того или иного исходного материала в конкретный продукт в соответствии с поставленным замыслом. Творчество, как известно обладает целительной силой. Чтобы развивать творчество детей, надо создать условия, в которых каждый ребёнок может себя проявить, применить на практике полученные знания, умения и навыки. Художественное творчество из разнообразных материалов: бумаги, картона, кальки, фольги стало одним из интереснейших увлечений детей и взрослых. Дошкольников привлекает возможность самим создавать и творить. Работа с этим доступным, универсальным материалом позволяет сформировать у детей моторные навыки, речевые. Таким образом, есть все основания рассматривать эту работу как важный элемент воспитания детей.
Работа по данной программе организуется один раз в неделю, в добровольной форме, строящейся в партнерстве с включением в него взрослого. Ребёнок может сам определять степень сотрудничества со взрослым или своим ровесником. Необходимо всячески приветствовать личную инициативу ребёнка, желание сделать по своему, самостоятельно. Ведь действия на основе стереотипов, ограничений уничтожают в человеке творческое начало. Для того чтобы заинтересовать детей и настроить на предстоящую деятельность, может быть использована беседа, рассказ, чтение стихов загадывание загадок, рассматривание картинок, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, определяющая тем самым конкретную тематику.
Программа охватывает следующие виды работы:
- работа по образцам;
- работа с незавершёнными продуктами;
- работа по графическим схемам;
- работа по словесному описанию;
Условия реализации программы :
Данная программа рассчитана на два года обучения и предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста;
1-ый год 36 часов (1час в неделю)
2-ой год 36 часов (1 час в неделю)
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня творческих способностей;
- повышение уровня ручной умелости;
- повышение координации движений рук;
- приобретение детьми новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий;
- приобретение умения ценить свой труд и уважать чужой;
- формирование эстетического чувства к прекрасному;
- формирование навыков работы в коллективе, чувства взаимопомощи.