Урбаханова Анастасия Валерьевна
Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры
О развивающей направленности подвижных игр знают и педагоги, и психологи, и родители. Многие взрослые люди с детских лет помнят любимые подвижные игры - «Вышибалы», «Салочки», «Казаки-разбойники». Есть русские забавы, которым несколько сотен лет, например, «Гуси-гуси», «У медведя во бору». Игры классифицируют по интенсивности движений (малой, средней и высокой подвижности). Также есть забавы с водящим, игры для улицы и для помещения, с предметами и без них. Большинство подвижных игр являются групповыми, но есть и те, которые можно организовать индивидуально.
Публикация «Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» размещена в разделах
«На одной ножке по дорожке»
Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой ноге.
«Вдвоём одну верёвку»
Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2-3 м. Под стульями протянута верёвка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них два полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть верёвку. Кто схватит верёвку быстрее, тот и выиграет. Бежать следует каждому в правую сторону. Во время бега до стульев дотрагиваться нельзя.
«Заводила»
Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой. Задача заводилы показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторить остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить пальчиком и т. д. Водящего зовут в круг. И он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же командует игроками. Заводила должен менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями.
«Часовой»
«Часовой» - садится на землю в центре круга. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят за границей круга. Взрослый показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к «часовому». Услышав шаги или шорох, он должен указать рукой, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местами с идущим. Если нет, то движение продолжается. Продолжает тот, кто сумеет пересечь круг.
«Дружно по дорожке»
На полу комнаты цветным шнуром, обозначается линия. Взрослый с ребёнком становятся друг за другом в начале линии. Взрослый предлагает "погулять по дорожке ". При этом произносит слова:
Дружно по дорожке,
дружно по дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два -
Шагают наши ножки.
По кочкам, по камешкам,
По кочкам, по камешкам.
В ямку - бух!
Ребёнок двигается вслед за взрослым вдоль линии. На слова "по кочкам" они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперёд, руки на пояс; на слова "в ямку - бух!" присаживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда мама скажет: "Вылезли из ямки", ребёнок вместе с ней встаёт на ноги.
«Дуй на шарик»
Надувается то количество шариков, сколько будет игроков. Задача - дуть на шарик до финиша. Побеждает самый первый. Эта игра отлично разрабатывает легкие детей.
«Вороны и воробьи»
В этой игре детей делят на две команды. Одна команда называется воробьи, другая - вороны. Воспитатель объясняет каждой команде задачу. Например, команда «воробьи», как только их назовут должна лечь на пол, а команда «вороны» встать на стульчики. Все движения выполняются быстро. Тот, кто перепутал, выбывает из команды и игры. Побеждают те, у кого на конец игры осталось больше игроков в команде.
«Рыбалка»
Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую веревку или канат и крутить ею по низу, стараясь веревкой коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы веревка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.
«Угадай, что за животное»
Водящий садиться ко всем детям спиной. Каждый игрок по очереди подходит к нему и издает звук, изображая любое животное, например, корову. Водящий угадывает, что это за животное.
«Воздух, вода, земля»
Эта игра не только подвижная, но и ориентирована на детскую сообразительность. Игроки садятся в круг. Ведущий ходит перед ними и говорит «земля, воздух, вода» каждый раз меняя расположение слов. Остановившись около любого ребенка, ведущий произносит слово, к примеру, «земля». А ребенок в ответ должен изобразить любого животного ходящего по земле. При слове «вода» игрок изображает рыбу, а при слове «воздух» - птицу.
«Найди цвет»
Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Кто дотронется до нужной вещи последним, выбывает из игры.
«У медведя во бору»
Медведя выбирают считалкой, он живёт в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
«У медведя во бору, грибы. Ягоды беру!
А медведь не спит и на нас рычит!»
Медведь начинает ворочаться, потягиваться и догоняет детей. Кого поймали, тот становиться медведем.
«Запрещенное движение»
Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполнит "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом, более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.
«Летает - не летает»
Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать - имитируют плавание; если не плавает и не летает - то дети останавливаются.
«Найди свой домик»
Каждый ребенок выбирает себе домик (обруч, кубик, мяч, флажок). По сигналу дети бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» занимают домики.
«Салочки»
Выбирается водящий. Он догоняет остальных. Дотронувшись до другого ребенка, «осаливает» его, и теперь тот становится водящим.
«Выше ножки»
Водящий пытается осалить кого-то, но у остальных есть спасение - подняться с земли на какой-то предмет. Если кого-то осалили, когда его ноги касались земли, он становится водящим.
«Белочки - собачки»
Выбирают несколько водящих: два или три. Они - «собачки». Белочки перебрасывают друг другу мяч так, чтобы «собачки» его не поймали. Если «собачка» поймала мяч, то она меняется местом с тем, кто этот мяч бросил.
«Здравствуй, сосед!»
Играющие делятся на две группы и встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки ведущие, начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда дети образуют одну цепь.