Елена Дорошенко
Развивающие игры, как основа речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
по теме:
«Развивающие игры, как основа речевого развития дошкольника»
Автор: воспитатель 2
МБДОУ№9 «Звёздочка»
Дорошенко Е. В.
«Игра- это свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развивающие игры, как основа речевого развития» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» - К. Д. Ушинский.
Именно поэтому психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является развивающей игрой.
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Дидактические игры занимают особенно-важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Цель проекта:
развитие коммуникативных и познавательных способностей дошкольников и обеспечение качественной подготовки детей к школе в области речевого развития.
Задачи согласно ФГОС:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Гипотеза:
Если в процессе работы в ДОУ целенаправленно развивать и обогащать словарный запас детей с помощью дидактических словесных игр – это обеспечит качественную и полноценную подготовку детей к школе.
Актуальность:
Происходящие изменения в обществе, выдвигают ряд требований к детям,
поступающим в школу. Современная жизнь диктует необходимость овладения детьми всех разделов программы детского сада.
Внедрение дидактических игр в процессе работы с художественными текстами способствует употреблению в речи эпитетов, сравнений, пословиц; пробуждает познавательный интерес детей и позволяет решить проблемы активизации словарного запаса детей
Таким образом, одна из задач подготовки детей к обучению к школе будет решена.
Основная программа, на которую опирается моя технология– это программа Н. М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»
Основные задачи данной программы:
обеспечивать полноценное своевременное обогащение разностороннего психического развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности (познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических качеств, индивидуального стиля различных видов деятельности) посредством содействия овладению им разнообразными видами деятельности (на уровне самостоятельности и творчества);
содействовать овладению воспитанником основами духовной культуры, интеллигентности, развитию философского взгляда на себя и окружающий мир, широкому приобщению мальчика и девочки к общечеловеческим и национальным ценностям;
осуществлять воспитание дошкольника в коллективе как форме и средстве сохранения, развития и саморазвития творческого потенциала, одаренности и таланта индивидуальности.
По технологии Н. М. Крыловой каждый день проходит с детьми играя.
Ежедневно дети знакомятся с новыми играми или играют в уже знакомые для них (пальчиковые, хороводные, настольные и т. д.)
А коррекционная работа с детьми по развитию правильной речи проходит на занятиях физической культуры по программе Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания».
Программа Н. Н. Ефименко отличается от других 10 профессиональными заповедями:
1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной).
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.
3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях – подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой».
4. Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути.
5. Театр физического воспитания дошкольников, играя оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать.
6. Физическое воспитание «должно заряжать детей положительными эмоциями».
7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.
8. Создавай тренажеры сам.
9. Здоровье требует профилактики и коррекции.
10. Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего – комплексная педагогика жизни.
Каждое занятие по физической культуре-это сказочный сюжет. А каждое упражнение сопровождается проговариванием различных звуков (чух-чух, тик-так и т. д.)
Таким образом, если использовать мою технологию познавательно-речевого развития, то дети перед школой используют в своей речи распространённые предложения, эпитеты, сравнения, понимают пословицы, поговорки. Правильно задают вопросы, используют нужную интонацию.
Для этого в нашем детском саду созданы необходимые условия:
• Дидактические и настольно-печатные игры
• Иллюстративный материал
• Коллекции
• Театральный уголок
• Математический уголок
• Сказочные уголки на улице
Результатом всей работы являются записи рассказов детей.
В моей работе используются приё мы и методы:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.
• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
По результатам данной работы в конце учебного года проводится мониторинг, где видно, что все дети освоили данную технологию,имея средний и высокий уровень подготовки к школе.
Также проводится работа с родителями:
• Родительские собрания
• Консультации
• Уголок «Поиграй со мной»(игры, в которые родители могут поиграть с детьми дома)
Вывод:
Опираясь на данные мониторинга заключительного этапа проекта, можно утверждать, что выдвинутая гипотеза верна.
Целенаправленная работа по использованию дидактических игр на занятиях обеспечивает повышение качества речевого развития дошкольников,
способствует интенсивному развитию словарного запаса, создает основу для полноценной подготовки детей к обучению в школе.