Приложение МААМ

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей с ЗПР

Елена Чигина
Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

В последние годы вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышлении ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появлением новых учебников для начальных классом, требующих от ребенка активной мыслительной деятельное для усвоения их содержания уже с первых уроков в I классе.

Ситуация такова, что от ребенка, пришедшего в I класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.

Публикация «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей с ЗПР» размещена в разделах

Мы полагаем, что период дошкольного и младшего школьного возраста является сенситивным для формирования и развития простых логических действий. В дальнейшем, в более старшем возрасте, наличие этой базы позволит организовать специальную работу по формированию составных логических операций. Таким образом может быть выстроена методическая система работы по развитию логического мышления ребенка.

Обзор теоретического и практического опыта по формированию логического мышления у детей

Имеются педагогические исследования доказывающие, что при организации систематического развития логического мышления соответствующие интеллектуальные операционные системы могут быть сформированы у ребенка еще в дошкольном детстве.

Для того, чтобы гармонично развивать умственные способности детей с задержкой психического развития, мы должны знать их особенности мыслительной деятельности.

Особенности мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития

Своеобразие детей с ЗПР в развитии мыслительной деятельности проявляется

в крайне низкой познавательной активности, боязни интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания

в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия

в нарушении динамических сторон мыслительных процессов

в несформированности умственных операций

В связи с этим мы разработали проект, позволяющий развивать умственные способности детей через развивающие игры математического содержания.

Проект

Цель проекта

Содействовать гармоничному умственному развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей.

Проблема

Выработать стратегию, позволяющую гармонично развивать образное и логическое мышление.

Формирование образовательной среды и методического комплекса, которые позволят развивать умственные способности детей, не нарушая законов и этапов психофизиологического развития.

Наиболее оптимальным материалом развития детей являются развивающие игры.

Задачи практической работы

выявить уровень развития мышления диагностическим путем

определить цели, задачи и содержание работы с детьми с ЗПР

разработать систему занятий, дидактических игр и упражнений на развитие мышления как средство формирования умственных способностей

определить результативность работы

Модель структуры интеллекта

Разрабатывая проект, мы опирались на модель структуры интеллекта, предложенную Джо Паулем Гилфордом.

Гилфорд нашел способ интеграции множества параллельных способностей содержание, операция и результат становятся тремя параметрами трехмерной кубообразной модели структуры интеллекта. Он выделил четыре типа содержания : 1) образное ( которое можно разбить дальше в соответствии с органами чувств: визуальное и аудиальное) 2) семантическое 3) символическое 4) поведенческое. Он выделил пять типов интеллектуальных операций: 1) познание 2) память 3) конвергентное продуцирование 4) дивергентное продуцирование 5) оценивание. Исходя из этого, человек обладающий памятью, может не отличаться хорошим мышлением, а человек, хорошо мыслящий логически, может быть крайне нетворческим. А также выделил шесть типов продуктов 1) единицы 2) классы 3) отношения 4) системы 5) преобразование 6) предвидение. Анализируя модель структуры интеллектуальных способностей Гилфорда мы, опираясь на предложенные им критерии, проработали все компоненты этой структуры: внесли свои варианты инструкций и примеры логико-математических игр, учитывая особенности детей с ЗПР.

Цель, задачи и содержание работы с детьми с ЗПР

Цель

Помочь успешному освоению содержания программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР», подготовить к решению логических задач через развитие образного и логического мышления.

Задачи

Развитие логических приемов умственных действий

Развитие у детей концентрации и объема внимания, зрительной и словесной памяти, восприятия

Развитие умения слушать и понимать инструкцию

Развитие любознательности

Формирование умения дать оценку своей работе

Варианты проработки разных видов содержаний для детей с ЗПР

Образное

Соедини точки, чтобы получился рисунок

Создай несуществующее животное

Измени образ

Как можно эту вещь использовать разными способами?

Что может произойти в гостях?

Символическое

Давай расшифруем волшебные письмена

Узнай сказку по символам

Укрась торт для праздника

Создай открытку в подарок

Замаскируй цифру, букву

Давай сложим рисунок по схеме

Семантическое

Назови все, что приходит в голову, когда ты слышишь слово «игра»

Придумай историю

Измени сказку

Вспомни стихи на тему, доскажи рифму

Поведенческое

Давай развеселим грустного Тома

Помири детей на детской площадке

Построим дом вместе

Почему загрустил Тим?

Как нам поиграть в эту игру?

Варианты проработки возможных видов мыслительных операций у

детей с ЗПР

Познание

Что интересное ты заметил?

Давай объясним Тому

Помоги разобраться

Давай познакомимся с треугольниками

Давай поиграем

Память

Как называются эти фигуры?

Вспомни, что было на образце?

Что изменилось?

Какой фигуры не стало?

Посмотри, запомни и изобрази

Конвергентное мышление

Давай сосчитаем палочки

Давай выложим дорожку

Построй лесенку

Собери головоломку

Закрой окошки правильной фигурой

Творческое мышление

А что еще мы можем построить из этих фигур?

Собери фигуру разными способами

Какие образы ты здесь видишь?

Сложи предметы по-разному

Изобрази образ в движении.

Оценивание

Что тебе понравилось больше всего?

Что было легко, а что трудно?

Как ты думаешь, что тебе сегодня особенно удалось?

Том сделал тут много ошибок, давай их найдем

Варианты получения разных форм результатов интеллектуальных

операций для детей с ЗПР

Единицы

Образ несуществующего животного

Картина из игрового материала

Характеристика геометрической фигуры

Классы

Создание тематических альбомов

Подбор предметов по форме, цвету, размеру

Отношения

Сериация по количеству, размеру, площади, объему, массе

Сосчитывание, уравнивание, сравнение

Выявление причинно-логических связей

Системы

Работа со схемами, графиками, алгоритмами

Создание определенного образа из предложенных элементов

Складывание головоломок, пазлов

Работа по образцу

Создание орнаментов

Преобразования

Преобразование одних фигур в другие

Преобразование образов

Предвидение

«Что случится, если?»

Планирование действий

Создание алгоритма решения задачи

Модель ситуации

Следующим важным моментом является учет психофизиологических особенностей ребенка в процессе реализации проекта. Поэтому мы особое внимание уделили соответствию проекта этапам развития психических процессов, мотивации и мыслительной деятельности детей.

Соотнесённость содержания работы с этапами психического развития детей с ЗПР

Вид мышления – наглядно - образный

Введение схем, алгоритмов

Введение заданий на поиск путей решения проблемы

Введение разнообразных игр

Поддержка понятийных форм мышления

Характеристика внимания

Возможность сочетания игровой задачи с учебной

Введение игровых правил и инструкций

Использование самопроверки, самостоятельной оценки результата своих действий.

Характеристика мотивации

Информирование ребенка о возможности применения приобретенных умений и навыков

Создание коллективных, индивидуальных альбомов

Создание условий для возможностей реализовать внутренний творческий замысел и самостоятельной организации игровой обстановки.

Этапы реализации проекта

I этап организационно-подготовительный

Подбор программно-методического обеспечения.

Изучение опыта педагогов- новаторов

Пополнение и модернизация развивающей среды.

Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.

II этап рефлексивно-диагностический

Определение уровня знаний и характера мотивации детей.

Составление банка данных об уровне педагогической компетенции родителей в данной сфере, а также выявление социального запроса семей воспитанников.

III этап практическая реализация проекта

Включение игр в занятия

Занятие-игра

знакомство с новой игрой

овладение игрой

закрепление полученных знаний

проведение игры ребенком.

Игра как часть занятия

интегрированное занятие

комплексное занятие

сочетание развивающих игр с другими технологиями.

Занятия

обучающие

творческие

Игра в свободной деятельности

игра в уголке занимательной математики

включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию

использование игрового материала как строительно-конструктивного

использование развивающих игр в уголках разной тематики

использование игрового материала на прогулке.

Праздники и развлечения

Математический КВН

Играем всей семьей

Праздники на сюжетной основе

«Ярмарка» — презентация развивающих игр

Работа с родителями

Анкетирование и сбор информации

Наглядная информация в родительском уголке

Тематические родительские собрания

Занятия-практикумы по развивающей игре

Совместные и открытые занятия

Утренники и праздники

IV этап — заключительный

Выводы

Мы считаем, что разработанная стратегия должна позволить решить проблемные вопросы и достичь поставленную цель:

воспитанники должны успешно освоить содержание программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» С. Г. Шевченко

выпускники должны демонстрировать успешность в решении логических задач

проведенная работа, в рамках проекта, должна стимулировать:

любознательность

познавательный интерес и смелость у детей

развивать умение организовать игру

формировать умение дать оценку своей работе и полученному результату

Умственные способности необходимо развивать в дошкольном возрасте, не упуская возможности этого сенситивного периода.

Учет возрастных и индивидуально-психологических способностей детей, темп продвижения каждого ребенка должны являться залогом успешной работы.

Предлагаемая последовательность игр и заданий должна дать возможность сформировать у детей образное и логическое мышление.

Эффективность работы должна быть обусловлена применением системного подхода, постепенным усложнением материала, дозированностью нагрузок и взаимодействием с педагогами и родителями.

Публикации по теме:

«Работа кружка «Детсадовские умельцы» (из опыта работы) «Красота спасет мир». В этих словах заключена великая правда, ибо самое красивое в нашем мире - Человек и, научившись видеть, беречь и.

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников с ЗПР Актуальность В последние годы вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышлении ребенка дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей с ЗПР
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 18:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чигина (УИ 177585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД