МААМ-картинки

Развлечение «Барыня-капуста»

Марина Самойленко
Развлечение «Барыня-капуста»

ПРАЗДНИК

«Воздвижение»

(Капустник)

БАРЫНЯ КАПУСТА

Цель: приобщение дошкольников к народным традициям праздника Воздвижения («Капустник», обобщение знаний о свойствах капусты.

Задачи: выявить и дополнить знания детей об осенних праздниках, о видах капусты, полезных свойствах. Закрепить знания детей в игре и продуктивной деятельности, способствовать активизации познавательной деятельности, словарного запаса, развитию интереса к русской культуре. Способствовать развитию внимания, речи, памяти, мышления, воспитанию щедрости, уважительного отношения к родной культуре, развитию мелкой моторики рук, двигательной активности.

Публикация «Развлечение „Барыня-капуста“» размещена в разделах

Словарная работа: виды капусты- белокочанная, краснокочанная, цветная, Капустник, Воздвижение. Предварительно повторить с детьми названия некоторых осенних праздников, разъяснить смысл слова «барыня»

1

Оборудование: венок с лентами, бутафорский огород из отреза зеленой ткани, для «огорода»- капуста белокочанная 1 шт., капуста краснокочанная 1шт., цветная капуста 1шт. качаны капусты для продуктивной деятельности по количеству детей, наборы наклеек, различающиеся геометрической формой и цветом, цветные платочки по количеству детей, картонные тарелочки подставки для наклеек, сюрприз — кулечки с конфетами, оформленные виде кочанов капусты.

Воспитатель в костюме осени встречает детей

.

Воспитатель: Ой, ребята пришли,

Дорогие пришли,

Все румяные, веселые

Ко мне пришли.

Воспитатель: Подойдите ко мне, ребята, встаньте в кружок. (Дети выполняют.) Здравствуйте, мальчики и девочки. Какие вы нарядные и хорошие! Мне так хочется поскорее с вами познакомиться. Я — щедрая Осень. (Кружится на месте.) Смотрите, какой у меня веночек с лентами. (Снимает венок с головы и показывает детям.) Хотите со

мной подружиться? Возьмите каждый по одной ленте. (Помогает детям разобрать ленточки.) Держите их и повторяйте за мной.

Дети (повторяют) :

Здравствуй, здравствуй, Осень,

В гости тебя просим!

Воспитатель: Вот мы и подружились. (Убирает венок в сторону или надевает на себя.) Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла с собой один из осенних праздников. А ка-кие осенние праздники вы знаете? ( Дети отвечают: День знаний, День учителя/воспитателя, День урожая, Покров, День матери.) Молодцы! Вы назвали (перечислить ответы детей.) А сегодня я расскажу еще об одном осеннем празднике. Пройдите на места.

Приглашает детей присесть, сама садится возле стола с ноутбуком.

Воспитатель: Осенью, 27 сентября, издавна отмечают христианский праздник Воздвижения. В народе говорили: на Воздвижение осень к зиме движется, а с огородов движется к дому телега с урожаем. (Демонстрирует фото, рисунок.) А еще праздник Воздвижения назывался «Капустник». Как думаете, почему? ( Дети отвечают: поспевала капуста, люди ее собирали, что-нибудь из нее готовили и т. п.). В этот день каждая семья шла на огород собирать капустный урожай. Капусты было много. Что потом с ней делали? ( Дети отвечают: резали, солили, заготавливали на зиму. Если сразу не дают ответа, показать следующее фото.) Верно, резали, шинковали, а потом солили и квасили в специальных деревянных бочках и ведрах. Такая капуста хранилась всю зиму! Как думаете, под силу было одной хозяйке заготовить на зиму столько капусты? ( Дети отвечают: нет, трудно было.) Поэтому деревенские женщины работали вместе, переходя из одной избы в другую. А чтобы было веселее, пели песни про капустку. Была в народе поговорка. На Воздвижение капуста- первая барыня. Похожа капуста на барыню (ответы детей да, такая же круглая, пышная, белая).

А почему капуста – первая барыня? Первое место всегда почетное, его нужно заслужить. За какие полезные свойства ей такой почет? ( Дети отвечают: в капусте много витаминов, от нее мы становимся сильными, крепким, здоровыми.)

Воспитатель:А кто сможет назвать самые известные, традиционные кушанья с капустой? (Дети называют блюда из капусты, в качестве подсказки -изображение слайда: борщ, тушеная капуста, соленая (квашеная) капуста, салат из капусты, пироги, пирожки.)

Воспитатель: на Воздвижение вечерами устраивались капустные посиделки. Люди в эту пору ели много капусты, а капуста придает бодрость и веселое настроение. А вы сейчас хотите повеселиться и поиграть? (Дети отвечают.) Тогда я приглашаю вас отправиться со мной на волшебный огород.

Воспитатель ведет детей к «чудо-огороду» под фонограмму «Ах ты, береза». Дети заводят хоровод вокруг чудо-огорода - полянка из зеленой ткани, сверху лежит капуста - белокочанная, краснокочанная, цветная, - накрытая зеленым покрывалом. Далее воспитатель поет на мелодию рус нар. песни «Как у наших у ворот».

Воспитатель: Как у наших у ворот

Вырос чудо-огород

Вот такой вышины (поднимает руки вверх)

Вот такой ширины, (разводит руки в стороны, дети повторяют)

Не цветочки на нем,

Не листочки на нем.

А что же?

Отгадайте-ка загадку:

Что растет на этой грядке?

Загадка:

Расселась барыня на грядке,

Как надела сто рубах,

Вся в зелененьких заплатках,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Воспитатель снимает покрывало.

Воспитатель: Давайте присядем и рассмотрим капусту внимательно. Посмотрите: капуста одинаковая или разная? ( Дети отвечают: раз-ная.) Верно, потому что это разные виды капусты. В мире ее более ста видов, а эту капусту мы чаще всего используем для приготовления разных блюд. Посмотрите на этот кочан капусты. (Показывает белокочанную). Это капуста белокочанная. Повтори,. (имяребенка. Закрепить - попросить детей повторить слово.) Как думаете, почему ее так назвали? ( Дети отвечают: кочан белого цвета.) А у этой капус-ты (показывает) кочан красный.

Догадались, как называется такая капуста? (Дети отвечают. Закрепить - попросить детей повторить слово.) (Показывает цветную капусту.) Ребята, а эту капустку называют. (Цветная.) Как называется эта капуста,. (имя ребенка. Закрепить- попросить детей повторить слово). Похожа она на цветок? (Дети отвечают.) В этой капусте для еды используют не листья, а ее цветы. Поэтому у нее такое название — цветная. (Показывает.) Вот они эти соцветия. Потрогайте, какие они нежные, приятные на ощупь. Дети, вы запомнили названия капусты? Хорошо, проверим! Как называется (показывает слайды) - белокочанная, краснокочанная, цветная.) Молодцы! А хотите поиграть с капустой? (Дети отвечают.) Тогда становитесь в кружок.

Дети выполняют. Музыкальная игра «Ты катись, капустка» (см. музыкальная сопровождение на CD кеб. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика»).

Воспитатель (или дети по очереди) :

Ты катись, катись, капустка,

Веселее по рукам.

У кого сейчас капустка —

Потанцуй скорее нам!

Кочан капусты передается под музыку по кругу, дети поют. После слов «скорее нам» ребенок, у кого оказался кочан, выходит в круг, пляшет под музыкальный проигрыш, остальные дети хлопают в ладоши.

Воспитатель: Понравилась вам игра? (Дети отвечают.) Вы молодцы, быстро научились этой игре. Научите обязательно в нее играть своих друзей. А хотите научиться еще и украшать капусту? (Дети отвечают.) Тогда мы с вами пройдем в свою группу.

Воспитатель подводит детей к столам.

На столе по количеству детей и для воспитателя расставлены бумажные тарелки-подставки, на которых лежат кочаны капусты, наклейки, сверху все накрыто цветным платком.

Воспитатель: Каждый встаньте так, чтобы перед вами был платочек. (Показывает свой кочан.) Как называется капуста у меня в руках? (Дети отвечают.) Ребята, вспомните поговорку: как называли капусту на праздник Воздвижения? («Первая барыня».) Сейчас мы будем чуть-чуть волшебниками. Мы простые капустные кочаны превратим в го-ловушки настоящих барынь. Как? Да очень просто! Посмотрите, как я буду украшать свою капусту.

Рассказывает и показывает процесс.

Воспитатель: Сначала я аккуратно приклею глаза, нос и рот. Потом повяжу платочек. Смотрите, как я его буду складывать: одной рукой возьму за один утолок, подниму вверх — это верхний уголок, а нижний возьму другой рукой. Получилась у меня косынка. Теперь повяжу ее на капусту. Вот такая барыня получилась. Нравится? (Имя ребенка, повтори для всех, пожалуйста, как мы будем делать барыню? (Ребенок повторяет последовательность украшения ка-пусты.) Вы запомнили, как я складывала платок? Давайте вместе потренируемся. (Вместе складывают платок в косынку)

Обратите внимание на наклеечки, они разной формы. Когда вы будете наклеивать глаза, нос или рот на капустку, вы можете использовать разные формы, поэтому барыни у всех получатся разные. Итак, представьте, что вы волшебники. Приступайте к превращению кочанов капусты в барынь.

Украшение капусты. Звучит фоновая музыка (фонограмма CD Железновых «Веселый хоровод»). Воспитатель подходит к детям, наблюдает, комментирует работу детей, помогает им.

Воспитатель: Ребята, поставьте своих барынь на тарелочки лицом ко мне. Мне так хочется посмотреть на них! Подойдите ко мне, вместе полюбуемся. Вот какой хоровод из красавиц барынь у вас получился! Вам нравится, ребята? (Имя ребенка, тебе какая барыня больше нравится? Почему? (У нее красивый, яркий платочек, красиво и аккуратно приклеены части лица - нос, рот, глаза.) А чья это барыня? (Ребенок, сделавший эту «барыню», отзывается. Спросить еще 1-2 детей, какая работа больше нравится, почему, кто ее выполнил.) А теперь подойдите к своим красавицам. Возьмите, погрейте в ладошках, чтобы им передалось тепло ваших ручек, доброта и любовь, с которыми вы их делали. Ребятки, на праздник Воздвижения, или, как по-другому еще называли, «Капустник», гостей не отпускали без угощений. Посмотрите, сколь-ко к нам гостей пришло (показывает в сторону гостей). Давайте их угостим нашими капустными барынями, будем добрыми хозяевами.

Воспитатель: И мы с нашими гостями хотим угостить вас кочанами капусты, но не простыми, а волшебными.

Угощают детей гостинцем, завернутым в капустный лист

Публикации по теме:

Фоторепортаж к проекту «Хороша моя капуста»Фоторепортаж к проекту «Хороша моя капуста» В рамках проекта " Хороша моя капуста" в нашей группе прошли: Выставка поделок: «Осень пахнет капустой», где ребята вместе с родителями.

Изготовление глиняных игрушек (дымковская барыня)Изготовление глиняных игрушек (дымковская барыня) Так как у нас в этом году старшая группа и много занятий по мотивам дымковской игрушки, поэтому в оформлении полочки красоты я решила применить.

Конспект НОД в подготовительной группе (пластилинография) «Дымковская барыня»Конспект НОД в подготовительной группе (пластилинография) «Дымковская барыня» Автор конспекта: Фомичева Марина Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад №2 г. Черемхово» Задачи приоритетной образовательной области:.

Мастер-класс по изготовлению поделок из овощей «Барыня и НЛО»Мастер-класс по изготовлению поделок из овощей «Барыня и НЛО» В школе проходила выставка осенних поделок из овощей. Побеседовав и просмотрев информацию со своими детьми, мы решили, Иришки делаем барыню,.

Мастер-класс «Масленичная барыня». Поделка из цветного картонаМастер-класс «Масленичная барыня». Поделка из цветного картона Бороздя по просторам Маам,невольно учишься,что-то очень нравится и хочется взять это что-то для своей работы с детьми и привнести немного.

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня»Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня» Для данной работы, мне понадобились: - пластиковая бутылка; - скульптурный пластилин; - водоэмульсионная краска; - гуашь; - кисточки;.

Образовательный проект «Хороша моя капуста» Паспорт проекта 1. Вид проекта: исследовательский – творческий. 2. Продолжительность: средней длительности (октябрь-ноябрь) 3. Участники.

Проект «Эх, капуста, ты вкусна» Проект «Эх, капуста, ты вкусна» Целевая группа :дети старшей группы. Руководитель проекта: ст. воспитатель Головач Н. Е. Участники проекта:.

Рецепт «Капуста соленая для салата»Рецепт «Капуста соленая для салата» Уважаемые коллеги! Скоро грядут майские праздники. Разрешите представить вашему вниманию рецепт "Капуста для салата". Капуста получается.

Рисование дымковской игрушки «Барыня» (средняя группа)Рисование дымковской игрушки «Барыня» (средняя группа) Изюминка Дымковской игрушки в том, что до сегодняшнего дня это единственный вид промысла, который не выпускается серийно. Данные игрушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развлечение «Барыня-капуста»
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 13:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД