Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»

Наталья Дуплинская
Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»

Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников (праздники народного календаря) – Святки.

Задачи:

1. Знакомство воспитанников с истоками русской народной культуры

2. Активизировать родителей к подготовке народного праздника.

3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.

Предварительная работа: Беседа: «Святочные посиделки»,

Разучивание детьми колядок, песен, игр, танцев. Изготовление Рождественских ангелочков.

Индивидуальная работа с родителями и детьми: Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Оформление избы, проведение ритуалов – гадания, игр.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.

На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались, надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.

А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.

Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая.

Дети надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь.

Дети входят в зал, где их встречает скоморох.

Скоморох:

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Мальчишки и девчонки. А пойдемте к моей бабушке Любе. У нее изба широкая печка жаркая. А сама она веселая да добрая.

Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте:

Коляда, Коляда отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,хоть пятак

Не уйдём из дома так!

Дети стучатся в дом.

Бабушка Люба: Кто там?

Скоморох: Это мы, колядовщики, позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.

Заходят в дом и начинают петь

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяйка, не томи,

Поскорее подари!

Бабушка Люба:

Ах, вы хитрые ребятки.

Отгадайте - ка загадки.

Загадывает загадки.

1. Голодна – мычит.

Сыта – жует,

Малым ребяткам молоко дает. (корова)

2. Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу. (овца, баран)

3. Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем. (собака)

5. Кто имеет пяточек,

Не зажатый в кулачек (свинья)

6. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит Ме-ме-ме,

Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)

Бабушка Люба:

В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Коляда – молода, вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу,

Всем отрежу по куску.

Бабушка Люба угощает детей пирогом.

А сейчас хочу позвать вас

Поиграть повеселится

В русский пляс с душой пуститься

Раз-два, раз-два, начинается игра

Теперь игра не развлечение,

А с большим значением.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Игра с веревочкой.

Ход игры: Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, чтобы веревочка не задела ноги. Баба Люба раскручивает веревку. Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот, чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те,кто всех дольше остается в кругу.

Скоморох:(ходит рядом с детьми и приговаривает):

Как у нас-то козел,

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил.

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Как пошел наш козел

Да по лесу гулять,

Да дружочка выбирать.

Надевает рожки выбранному ребенку и проводится игра «Шёл козёл по лесу».

Ход игры: Взявшись за руки,игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он движется по часовой внутри хоровода, выбирает себе принцессу. Затем вместе выполняют движения согласно тексту:

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем и снова начинаем.

Скоморох:

А у нас ребятки удаленьки,

Наденут шарфы, да валенки.

Игра -аттракцион «По заснеженным дорожкам».

Выбирается 2 команды детей: первый ребёнок, надев валенки и повязав шарф, идёт, перешагивая модули, до ориентира и обратно. Побеждает та команда, которая окончит задание первой.

Бабушка Люба:

У меня для вас игра – ух, и снежная она.

Вот сосульки, вот снежки – сбить сосульки сможете вы?

Скоморох:

Мы ребяток позовём,

Сосульки все скорей собьём.

Аттракцион «Сбей кеглю снежком».

Скоморох:

Святки празднует народ!

Становитесь в хоровод!

Исполняется хоровод, на мотив р. н. песни “Как у наших у ворот».

Скоморох:

Хозяйка дорогая, знаешь какие наши дети ловкие да мастеровые!

Бабушка Люба:

- Нет, не знаю. Вот сейчас устрою соревнования, да проверим.

Игра «Палки-моталки»

Правила игры: Дети берут в руки палочки, и по сигналу наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза

Скоморох:

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть.

Игра «Золотые ворота»

Правила игры: Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота». Все остальные проходят через «ворота» и четко проговаривают слова.

Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

Ну, а в третий раз не пропустим вас!

(Стоящие опускают руки. Тот из детей, кто «попался», становится в «ворота».)

Бабушка Люба:

В старину на Святки в игры играли, да песни спивали, загадки загадывали да небылицы рассказывали.

Спасибо, вам, колядовщики

Вы садитесь, отдохните,

Друг на друга поглядите,

И друг другу для потехи

Небылицы расскажите.

Дети читают Небылицы

1. Андрей-воробей

на коне катался

На берёзу налетел,

Без сапог остался.

2. Таня-баня шла по броду,

Решетом носила воду.

А помыть хотела пол

Приморозила подол.

3. На болоте стоит пень

Шевелиться ему лень,

Шёл не ворочится,

А веселиться хочется.

4. Между небом

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом,

К небу прицепился.

Бабушка Люба:

В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Есть старинные гадания, чтобы узнать своего суженного. Есть гадания на погоду, какая погода будет в этом году! А мы погадаем на наше будущее - кем вы станете, когда вырастите.

Гадание "На профессию"(в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Нитки – портной

3. Книжка – писатель

4. Муз. инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир

9. Кроссовок - спортсмен

10. Лупа- учёный

11. Самолёт – лётчик

Скоморох:

А, еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь … и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, ловите звездочки, загадывайте желание.

Только берегите звездочку.

Звёзды лежат на вуали, скоморох с бабушкой Любой подкидывают их вверх, дети ловят.

Бабушка Люба:

Ах, спасибо вам, ребятки,

Что пришли в мой дом на святки!

Пожелали мне добра!

Вот вам угощенье -

Вкусное печенье

Сладкие конфетки,

Кушайте, детки!

Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела», благодарят и уходят

Публикации по теме:

«Коляда, коляда, открывай ворота» (фотоотчет)«Коляда, коляда, открывай ворота» (фотоотчет) В наших дошкольных группах при школе №4 ведётся большая работа по духовно-нравственному воспитанию и приобщению детей к народным традициям.

Коляда, Коляда! (фотоотчёт)Коляда, Коляда! (фотоотчёт) «Как мы встречали Старый новый год!» В ночь с 13 на 14 января, на Старый Новый год, славяне отмечают Васильев вечер, который также называют.

Сценарий праздника «Коляда пришла — отворяй ворота!» Досуг в подготовительной группе «Колядки» Цель: • воспитание уважения к традициям русского народа; • изучение традиционных посевальных.

Коляда пришла, отворяй ворота! ФотоотчетКоляда пришла, отворяй ворота! Фотоотчет Коляда пришла, отворяй ворота! Фотоотчет. С целью воспитания интереса к истории и культуре своего народа, мы знакомим детей с русскими обрядовыми.

Конспект фольклорного праздника «Пришла коляда-растворяй ворота» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 321 603044, город Нижний Новгород, улица.

План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе «Коляда, коляда, отворяй ворота!» План - конспект НОД с дошкольниками в старшей группе на тему «Коляда, коляда, отворяй ворота!» Интеграция образовательных областей: «Художественно.

Праздник в детском саду «Пришла Коляда-отворяй ворота» (фотоотчёт)Праздник в детском саду «Пришла Коляда-отворяй ворота» (фотоотчёт) КАЛЯДА ПРИШЛА – ОТВОРЯЙ ВОРОТА» Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни,.

Развлечение «Коляда в гостях у елки» Цель: развивать кругозор детей, приобщать к народному музыкальному творчеству, развивать умение выражать свои эмоции, чувства. Оборудование:.

Сценарий досугового мероприятия «Коляда, коляда — отворяй ворота», для средней группы детского сада. Предварительная работа: • Беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок. • Разучивание музыкального репертуара с детьми.

Сценарий фольклорного праздника «Пришла коляда, отворяй ворота». Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси. Задачи: 1. Познакомить детей с русскими.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Игрушки
  • Детские писатели
Автор публикации:
Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»
Опубликовано: 19 января 2017 в 19:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Сценарий развлечения в средней группе «Новоселье в новой группе»
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «НОВОСЕЛЬЕ В НОВОЙ ГРУППЕ» Воспитатель МКДОУ №37 п. Сельцо: Прытова Валентина Ивановна Цель: развитие...
Консультация для родителей «Плохие слова»
Консультация для родителей на тему: «Плохие слова». - Недавно мой Вовочка пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался. Ругается,...
Конспект занятия по аппликации «Осеннее дерево» во второй младшей группе
Задачи: продолжать знакомить с техникой обрывной аппликации ( разрывать полосочки бумаги на кусочки. Развивать чувство формы, цвета, композиции,...