Получи документы

Сценарий развлечения по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) «В гостях у Кузи»

Сабитова Земфира
Сценарий развлечения по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) «В гостях у Кузи»

Цель:

1. Познакомить с историей возникновения ложки.

2. Закреплять названия предметов народного быта.

3. Продолжать знакомить детей с русским фольклором : потешками, загадками, играми, пословицами и поговорками.

4. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.

5. Развивать внимание, творческое воображение.

Подготовка.

Декорации и костюмы под старину (деревянная посуда, мебель, заготовки бумажных ложек, краски, куклы бабушки дедушки и домового.

Ход.

Публикация «Сценарий развлечения по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) „В гостях у Кузи“» размещена в разделах

Сценка на ширме.

Изба. Около печи бабка. За столом дед.

Дед. Бабуля, накрывай на стол. Обедать пора!

Бабка. (ставит на стол чугунок, садится рядом)

Дед. А как же мы есть будем? Не уж-то руками? Каша-то горячая!

Бабка. Ох, и не знаю, что делать, ложки куда-то пропали. Опять, наверное, Кузька наш шалит. Что же нам теперь делать? Без помощи не обойтись.

Воспитатель. Вот такая история, дети, случилась с дедушкой и бабушкой. Кто же подшутил над ними?

Дети. Наверное, домовой.

Воспитатель. А кто это такой? (ответы детей) .

В каждом доме есть свой домовой. Домовой живет за печкой. Он следит за порядком! Охраняет покой. А иногда он балуется.

Ох и шалунишка наш домовой. Огорчил дедушку и бабушку. Вы готовы им помочь? Тогда садитесь быстрее в машину времени. Мы отправимся в далёкую старину.

Дети становятся вокруг воспитателя. Звучит музыка.

Дети с воспитателем подходят к избушке. У входа их встречает бабка.

Бабушка. Здравствуйте, ребята и девчата! Какие вы нарядные и красивые! Проходите, пожалуйста, в горницу, садитесь поудобнее, в ногах правды нет.

Дети заходят, рассаживаются на лавки.

Бабушка. Давайте вспомним, как называлась самая лучшая комната в избе? (горница)

Кого в ней принимали (гостей).

Слышен шум около печи.

Бабушка. Это наш домовой, он у нас еще очень молодой, поэтому мы его называем домовенок Кузя. Зато он очень веселый, добрый, только немного нескладный и неуклюжий. А иногда он шалит, сегодня забрал наши ложки. Сели с дедом кашу кушать, а ложек то нет…

Бабушка ушла посмотреть. Выходит Кузя.

Кузя. Здравствуйте! Ух ты, как много детей у нас в гостях сегодня! Сейчас повеселимся! Я вам загадаю загадку:

Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток;

Кашу, суп или окрошку…

Вы узнали? Это

Дети. Ложка!

Воспитатель. Правильно! А кто знает, для чего этот предмет?

Дети. Для еды.

Воспитатель. А что можно ею кушать?

Дети. Суп, кашу, щи.

Воспитатель. А вот давным-давно на Руси у людей не было ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего ели раньше? Так слушайте историю.

Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились вытачивать из камня инструменты, добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными. В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка.

Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра. Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Всё в избе было из дерева и конечно – ложки. Их вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса (пригласить одного ребёнка померить мешочек) .

Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли «ложкари», «ложечники». Умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли песни, потешки о них.

Кузя. Как интересно!

Воспитатель. Кузя, это ты ложки у дедушки с бабушкой забрал? Отдай их, пожалуйста.

Кузя. Они мне самому нужны. Хотя… Вы знаете, как нужно просить домового?

Дети. Дедушка-домовой, поиграй и нам отдай.

Кузя. Вот молодцы, ребятки! А что ещё интересного вы про ложки знаете?

Воспитатель. Наши дети знают потешки. Давайте послушаем.

Дети.

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

А вот ложка расписная,

Была у царя такая –

Из неё ничего не прольётся,

Щи из неё вкусней,

Да и каша добрей!

Кузя. Молодцы! До сегодняшнего дня остались ложки из серебра (показать). Во многих семьях сохранился такой обычай, как дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? А какие они, тяжелые или лёгкие? Кто знает, какие они бывают по размеру?

Дети. Маленькие, большие и средние. Маленькая – для чая, чайная, для каши – десертная, для супа - столовая.

Кузя. Всё-то вы знаете! А играть вы любите?

Дети. Любим!

Кузя. Предлагаю поиграть в игру. Называется она «Катись, катись яичко».

(Дети встают в большой, просторный круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.

Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Дети поют:

"Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка. "

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:

"В кружочки, выходите

И вдвоем для нас спляшите. ")

Воспитатель. Спасибо тебе, Кузя, за игру. Видишь, как ребята развеселились. Ну что, Кузя? Теперь отдашь ложки дедушке и бабушке?

Кузя. Ладно, держите ваши ложки (сам плачет)

Воспитатель. Кузя, что такое? Почему ты плачешь?

Кузя. Я вам ложки отдал, а у меня ни одной не осталось. Бедный я, бедный, я тоже ложкой есть хочу.

Воспитатель. Не расстраивайся, Кузя. Вы знаете, что раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Пряли, вышивали. Любой труд был почё тен: взрослый и детский. Сейчас мы с вами, ребята, распишем ложки для Кузи. А расписывать мы ложки будем хохломской росписью. Ребята, назовите элементы встречающиеся в хохломских узорах.

Дети. Завиток, капельки, травинки, ягоды - смородина, рябинка, брусника.

Воспитатель. Какие цвета встречаются в узорах?

Дети. Красный, черный, желтый, зеленый.

Дети раскрашивают заготовки деревянных ложек. Звучит народная мелодия.

Воспитатель. Молодцы, дети! Какие красивые ложки получились! Тебе нравятся ложки, Кузя? Это тебе от всех детей подарок. Кушай на здоровье и нас вспоминай.

Кузя прощается, убегает за печку. Приходит бабушка.

Бабушка. Спасибо, выручили нас с дедом. Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Вот вам баранок веревочка. (Бабушка дает детям веревочку баранок, дети благодарят бабушку)

Воспитатель. Понравилось вам у бабушки в гостях? А теперь нам домой пора. До свидания, бабушка, спасибо за гостеприимство. Садитесь в машину времени, поедем обратно в детский сад.

Публикации по теме:

План мероприятий в мини-музее «Русская изба» Месяц проведения Тема, форма мероприятия Цель Сентябрь «В горнице моей» совместная деятельность Познакомить детей с русским народным бытом,.

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Автор публикации:
Сценарий развлечения по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) «В гостях у Кузи»
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 21:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД