Получи документы

Развлечение «По просторам тундры»

Галина Несговорова
Развлечение «По просторам тундры»

ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка – детский сад «Умка»

Развлечение в старшей группе «Рябинушка»

Воспитатель: Несговорова Галина Юрьевна

Задачи:

1. Расширять знания детей о культуре и традициях родного края.

2. Развивать связную речь, навыки межличностного общения.

3. Активизировать словарь детей (полярная ночь, северное сияние, ясавэй, падко, хорей, нарты, пуночки).

4. Продолжать формировать умения в оформлении основы – заготовки при помощи трафаретов.

5. Воспитывать у детей чувство любви к Родине, родному краю.

Публикация «Развлечение „По просторам тундры“» размещена в разделах

6. Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Материал к занятию:

1. Иллюстрации и фото о Родине, ненецком крае.

2. Карта России.

3. Иллюстрация северного сияния.

4. Маски птичек.

5. Письмо от Сэвне.

6. «Кочки», «холм», «болото», «река», «дощечки».

7. Трафареты орнамента.

8. Конверт с основами – заготовками сумочек-падко.

9. Цветные и простые карандаши.

10. «Мелодии Севера».

Используемая литература:

1. «Ребенок в детском саду» №1-2009, №5-2008, №6-2007.

2. «Пунушка», детский журнал на ненецком и русском языках №1-2,2007.

3. «Слово тундры» №3(4)-2009, №1-2008.

4. «Моя Родина-Россия», учебник для детей. В. Степанов.

5. Альбомы «Традиции ненецкого костюма», «Красота земли ненецкой», «Тундра».

6. России Север – дальний край земли. /сост. : И. И. Шашлова, А. Н. Владимирова. - Нарьян-Мар: НО ИУУ. -2000.-76с. (серия «Педагогам Заполярья»).

- Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине.

-Что мы называем Родиной? (Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья.)

Верно.

Послушайте стихотворение «Родина» В. Степанова.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги, По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем».

Ребенок:

Родина наша – это страна

Очень и очень большая она.

Родина наша – это наш дом

Где мы все вместе дружно живем.

-В стихотворении говорится, что Родина наша – это страна. А как называется страна в которой мы с вами живем?

Верно, Россия.

Показать на карте Россию.

Всю Россию можно разделить на части: южную, восточную, западную и северную. (показ на карте)

А в какой части страны мы живем?

-Да, мы живем на Севере большой страны, в Ненецком Автономном округе. Наш Север – особый край. Здесь долгая полярная ночь, нередко можно наблюдать необыкновенное явление – Северное сияние. (показ)

Посмотрите, как оно красиво переливается разными красками.

-Нас не пугает темная длинная зима с трескучими морозами и метелями, радует солнышко, которое летом светит почти круглые сутки.

-Наш северный край красивый и лучше его нет.

Ребенок:

«Мы в родной сторонке русской

Хорошо живем.

Вдоль реки тропинкой узкой

В детский сад идем.

А когда пора настанет

И мы подрастем.

Землю Севера украсим

Мы своим трудом».

Стук в дверь. Принесли письмо. Воспитатель читает письмо.

-Нам пришло письмо от Сэвне. Я читала вам ненецкую сказку о старике и трех его дочерях. У Сэвне случилась беда. Она сидела и шила сумочку для хранения ниток и иголок. Как называется ненецкая сумочка для хранения ниток и иголок? (Падко)

Но тут налетел сильный ветер и разнес кусочки меха по всей тундре. Поможем Сэвне найти кусочки?

Тогда нам придется отложить нашу беседу о Родине и отправиться в путешествие по бескрайним просторам тундры, где много озер, рек. Холмов, болот.

Путь наш будет нелегким, на пути нам может встретиться множество препятствий. Но я думаю, что мы с ними справимся. И так в путь!

- А вот и первое препятствие.

Что это такое? (Холм или сопка, их много в тундре)

На холме задание:

Какое животное является помощником для людей, живущих в тундре? (Олень)

-Правильно. Сейчас мы послушаем стихотворение А. Пичкова «Олень»

Ребенок:

«Олень на Севере помощник

Живущим в тундре пастухам.

Траву он ест в зеленых рощах,

И ягель белый – по буграм.

Он здесь

Как транспортное средство

И очень сытная еда.

И женщинам в паницах светлых-

Мороз крепчайший не беда».

-Давайте с Вами выполним упражнение «Олени».

(Под музыку дети выполняют упражнение «Олени»)

С первым заданием справились. А вот за холмом я вижу кусочек от сумочки Сэвне.

Отправляемся дальше.

-Впереди вижу болото. Чтобы через него пройти, нам нужны кочки. А чтобы взять кочки надо отгадать загадки:

1) Олень от них убегает, а они отстают. (Нарты)

2) Две собаки в небо воют. (Носы у нарт или головки)

3) Не догонишь, не поймаешь. (Ветер)

За каждую отгадку получаем кочку. К последней кочке прикреплен кусочек сумочки Сэвне.

Ну, что продолжим наше путешествие?

На пути глубокая река, чтобы ее преодолеть, нам нужен мост. А вот и дощечки. Но на них что-то написано.

1) Как называют коренных жителей Севера? (ненцы)

2) Как называется длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой? (хорей)

3) Как называют опытного проводника в тундре? (Ясавэй)

- А может быть, кто-то из вас знает стихотворение Прокопия Явтысого про ясавэя?

Ребенок:

«Он – ясавэй. Тундры ненецкой сын.

Опытный в отчих краях проводник.

Летом, зимой – не заблудишься с ним.

Сопки, леса и озерная синь –

Вехи, к которым он с детства привык».

Перевернем дощечку, а там кусочек сумочки. Из дощечек строим мостик и переходим через реку.

Звучит музыка «Птички». Выбегают птички – пуночки и выполняют движения под музыку.

Птички: Угадайте, кто мы?

Дети: Птички – пуночки. Мы даже знаем про Вас стихотворение.

Ребенок:

«В тундре снег темнеет тая

Пуночек промчалась стая.

Вот проталинка, как блюдце,

Пуночки над блюдцем вьются.

Сядут и воды напьются.

Но друг с другом не дерутся,

Потому что птички знают,

Скоро льдинки все растают,

И растает в тундре снег –

Хватит блюдечек на всех».

Пуночки: Мы знаем, что Вы хотите помочь Сэвне. Вы рассказали хорошее стихотворение про нас и за это мы дарим Вам конверт, а открыть его можно только в конце путешествия.

-Ой, ребята, а что там вдалеке? (Чум)

- А что такое чум? (Это жилище ненцев)

- В это чуме и живет Сэвне. Много препятствий нам встретилось на пути и за их преодоление мы получили кусочки от сумочки. Давайте отремонтируем сумочку Сэвне.

Д/игра «Собери сумочку – падко».

-Какая красивая получилась сумочка. (Рассмотреть цвета, месторасположение ненецкого орнамента).

Давайте оставим ее здесь, а Сэвне пойдет за водой к речке и увидит свою сумочку.

- Ну, вот наше путешествие по тундре закончилось и нам можно открыть конверт.

В конверте сумочки – падко, вырезанные из белого картона, трафареты ненецкого орнамента.

-Красивая сумочка у Сэвне. А вы хотите себе такие же? Тогда давайте вернемся в группу и попробуем сделать сумочки – падко.

Дети садятся за столы, переводят орнамент на основу сумочки, а затем его раскрашивают.

- Ребята, а вам понравилось путешествие?

- Сегодня мы с Вами поговорили о Родине, помогли Сэвне, читали стихи и путешествовали по просторам нашего родного края, лучше которого для нас нет. Вы все молодцы! Наша дружба и помощь друг другу помогли нам и у нас все получилось!

Публикации по теме:

Фотоотчет о родительском собрании «Путешествие по просторам Детства» (первая младшая группа)Фотоотчет о родительском собрании «Путешествие по просторам Детства» (первая младшая группа) Недавно у нас, в 1 младшей группе «Пчелка, прошло первое родительское собрание «Путешествие по просторам Детства». Ребята первый год пришли.

Летнее развлечение «Батуты»Летнее развлечение «Батуты» Лето лучшая пора, веселится детвора. Лето лучшее время для закаливания детей. Хорошо когда можно купаться в море, загарать, бегать в трусиках,.

Масленица. Развлечение для детейМасленица. Развлечение для детей Цель: Закреплять у детей знание о празднике. Познакомить с традициями праздника. Воспитывать уважение к русской культуре. Предварительная.

Развлечение «Новогодняя дискотека»Развлечение «Новогодняя дискотека» Вед. Открывает Новый год сказочные двери, Пусть заходят в этот зал тот, кто в сказку верит. Пусть заходит в этот дом тот, кто дружит с песней.

Протокол родительского собрания «Путешествие по просторам Детства» ПРОТОКОЛ №1 родительского собрания в 1 младшей группе «Пчелка» МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Тема: «Путешествие по просторам Детства» от.

Развлечение «Концерт для малышей» Развлечение «Концерт для малышей» Возрастная группа: дети 4-5 лет приходят в гости к детям 3-4 лет. Воспитатель: Середа Г. Э. Форма НОД:.

Развлечение по ПДД «Школа пешехода»Развлечение по ПДД «Школа пешехода» Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: в.

Развлечение «Снежный колобок»Развлечение «Снежный колобок» Драматизация сказки «Снежный колобок» Старшая - подготовительная группа Цель: создавать условия для развития творческой активности детей.

Развлечение «В гостях у ветерка»Развлечение «В гостях у ветерка» Развлечение «В гостях у ветерка» Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер. Предварительная работа: наблюдение детей.

Встреча в детско-родительском клубе «Путешествие по просторам Детства»Встреча в детско-родительском клубе «Путешествие по просторам Детства» Цель: повышение педагогической компетентность родителей. Задачи: дать знания родителям о возрастных особенностях детей, совместной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развлечение «По просторам тундры»
Опубликовано: 7 января 2020 в 17:22
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД