МААМ-картинки

План реализации образовательного проекта «Сказанное слово — было да нет, а написанное живет век»

анна андреева
План реализации образовательного проекта «Сказанное слово — было да нет, а написанное живет век»

План реализации образовательного проекта

«Сказанное слово - было да нет, а написанное живет век"

Данный образовательный проект направлен на формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников,развитие умения детей находить различные способы получения информации, ее сохранения, что в свою очередь способствует становлению мотивационной готовности к обучению в школе. Вместе с тем посредством познавательно - исследовательской деятельности дети имеют возможность узнать, как писали люди в древности, какой материал использовали для письма, какие средства письма используются в настоящее время.

Публикация «План реализации образовательного проекта „Сказанное слово — было да нет, а написанное живет век“» размещена в разделах

Цель:воспитание положительного отношения к познанию.

Задачи:

- способствовать формированию целостных представлений детей о письменности;

- повысить мотивацию детей к обучению грамоте;

- способствовать развитию навыков экспериментирования, поисково-исследовательской деятельности детей, творческое мышление

Время реализации проекта : 3 месяца

I- обсуждение, планирование деятельности

II – деятельность по реализации проекта

Вид деятельности Тема Сроки Предполагаемый результат

I Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Обогащение центра книги новыми книгами

Создание мини-

музея

Энциклопедия «Почемучка»,

Д. Киплинг «Как было написано первое письмо»

«От камня до бумаги»,

«Карандаш и ручка»

В процессе реализации образователь-

ного проекта

2 месяц реализации Расширение литературного опыта в процессе использования детьми в самостоятельной творческой деятельности дополнительной литературы, различных видов театров;

Формирование у воспитанников:

потребности в чтении художественной литературы,

привлечение внимания детей к необходимости бережного отношения к книге

Обогащение центра экспериментирования песком, глиной, берестой, пергаментом В процессе реализации образователь- ного проекта Повышение интересак экспериментиро-ванию

II Работа с детьми

НОД

Познавательное развитие

«Путешествие в прошлое ручки»,

«Почему карандаш рисует, а палочка нет», «Как пишет шарик?» В процессе реализации образователь- ного проекта

Обогащение представлений детей о том, как писали люди в древности, какой материал использовался для письма, какие средства письма используются в настоящее время.

Осознание детьми необходимости учиться читать и писать, повышение интереса к школьному обучению, истории Родины.

Формирование устойчивого интереса к книге, как

источнику познавательной информации

Речевое развитие

Сочинение сказки «Приключение карандаша»,

«Где используется карандаш и ручка»

Восприятие художественной литературы

Р. Д. Киплинг «Как было написано первое письмо»,

Г. А. Юрмин «Про тетрадь и карту, карандаш и парту»,

В. Сутеев «Мышонок и карандаш»,

Я. Тайц «Карандаш»,

Л. Н. Толстой «Филиппок»,

В. Берестов «Читалочка»,

«У меня в портфеле»

Художественно-эстетическое развитие Составление рисуночного письма,

«Письмо символами», «Ручка будущего», Составление «школьного натюрморта» из школьных принадлежностей;

Составление пиктограмм: «Моем руки», «Одеваемся на прогулку»

Социально-коммуникативное развитие Обсуждение проблемной ситуаций «Что делать, если сломался карандаш»;

Обсуждение рассказа В. Осеевой «Синие листья»;

Встречи с интересными людьми «Как писали наши бабушки»

Беседы «Чемпишут вшколе»;

«Откуда бумага пришла»;

«Прочитай письмо»

Экскурсия Экскурсия в школу

Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры

«Школа»,

«Магазин школьных принадлежностей»;

дидактические игры «Что обозначает картинка - знак» (дорожные знаки, эмблемы);

«Объясни пословицу»;

«Что сначала, что потом» В процессе реализации образователь- ного проекта

Опыты, эксперименты Опыт № 1

«Как писали люди в древности»;

Опыт № 2

«Прочти письмо»;

Опыт № 3

«Чем можно писать»;

Опыт № 4

«Для чего нужно знать буквы»

По плану образовательной деятельности Развитие:

- умения воспитанников экспериментальным путем определять возможности использования для письма различных веществ;

- умения делать элементарные выводы в ходе эксперимента.

Творческая мастерская «Эту книжку мы сами написали» 3 месяц реализации проекта Приобщение к творческой деятельности

III

Развлечения, досуги «Сказанное слово было да нет, а написанное живет век»;

«Праздник карандаша» По плану образовательной деятельности Повышение интереса к чтению литературы

Работа с коллегами

Представление опыта работы на педагогическом совете По завершении проекта Распространение

педагогического опыта

IV Работа с родителями Создание коллекции «На чем писали люди в древности»;

Создание музея карандаша и ручки;

Фотовыставка «Где мы были, мы не скажем» В процессе реализации образователь- ного проекта Повышение интереса родителей к совместномус детьми поиску информации, чтению художественной и научно- познавательной литературы

III- подведение итогов

Презентация: семейный праздник «Учиться всегда пригодится»

Представление опыта работы на методическом мероприятии

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию в подготовительной группе

Тема «На чем писали люди в древности»

Цель: формирование целостных представлений детей о возникновении письменности.

Задачи:

- обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;

- развивать творческое мышление;

- воспитывать интерес к истории письменности.

Материал: мультимедийная презентация «На чем писали люди в древности», пластилиновые таблички, береста, кора осины, рябины, папирус, чистые листы бумаги, средства изобразительной деятельности.

Словарная работа :папирус, пергамент, береста.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, вы получали когда-либо письма? От кого вы получали письма? Кому написали письмо вы? На чем пишут люди? ( Ответы детей: на бумаге, электронное письмо).Слайд 2.

Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли была бумага? На чем могли писать люди в древности, когда еще не было бумаги? (Предположения, затруднения детей)В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт, знания, информацию. Хотите узнать, на чем писали люди в далеком прошлом?

Слайд 3. Первая в истории человечества книга - это каменная книга наскальных изображений. На камне люди выцарапывали рисунки или знаки.

Слайд4. Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Посмотрите внимательно на письмо, что изображено на рисунке? (Ответы детей) Воспитатель: Древний художник выбил на камне лодку с гребцами, на ней серп - месяц и три кружочка - солнца, а пониже - пронзенные стрелами олени и дикие гуси. Попробуйте расшифровать это письмо, о чем хотел рассказать древний человек? (Предположениядетей).

Воспитатель: Возможно, автор этого письма хотел сказать своим товарищам : «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами».

Слайд 5. Ребята, посмотрите внимательно на экран и назовите, материал на которыйнанесен рисунок? ( Ответы детей: глина)

Верно, позже люди стали использовать для письма глину. Из мягкой глины делали плитки, на ее поверхности заостренной палочкой выдавливали значки, похожие на клинья. Глиняные плитки обжигали в печи, они становились легкими и прочными, хранили их в деревянных ящиках.

Предлагаю нарисовать послание своему другу не на глине, а на пластилине, ведь он очень похож на глину, такой же мягкий и податливый (Дети проходят к столам, на которых лежат пластилиновые таблички и заостренные палочки, с помощью которых дети рисуют на пластилине).

Слайд 6. Передавали сообщения люди и узелковым письмом. Такие послания состояли из шерстяных верёвок, к которым привязывали ряды шнурков различного цвета и толщины.

Слайд 7. Ребята, вы знаете, что изображено на экране? (Предположения, затруднения детей). Желтоватые свитки для письма назывались - папирусы.

В Древнем Египте люди писали на папирусе - это растение похоже на болотное растение - камыш. Они разрезали его стебли на узенькие продольные полоски, смачивали, сушили на солнце, а потом склеивали кусок за куском в длинные широкие ленты. Ленты сворачивали в свитки и писали на них черной или красной краской - "чернилами".

Слайд 8. Наши далекие предки, жители Древней Руси, писали на бересте - березовой коре. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Действительно береста была самым дешевым и доступным материалом. Ученым удалось отыскать немало берестяных грамот.

Проводится игра «Найди кору березы» (на столе лежит кора березы, осины, рябины дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы).

Слайд 9. Хороша береста, но для книг она не годилась, поэтому книги в древности писали на дорогом пергаменте - коже телят или козлят. Писать на нем было удобно, он был прочнее папируса и бересты. Но слишком дорог был пергамент, написанная на нем книга стоила столько же, сколько большой участок земли с домом вместе.

Слайд 10. Индейцы покрывали изображениями шкуру бизона. Каждый рисунок, обозначал какое-нибудь одно слово, нарисована змея - читай: "Змея", рыба - читай: "Рыба". Но когда надо было изобразить действие, то получалось, не очень понятно. Один и тот же рисунок ноги мог означать: иду, пришел, ушел, быстро. Как хочешь, так и понимай.

Слайд 11. Попробуйте прочитать слово, записанное на шкуре, для этого назовите первый звук в каждом слове, изображенном на картинке. ( Ответ детей: книга).

Слайд 12. Сейчас письма пишут на бумаге, на ней печатают книги. Кто знает, из чего делают бумагу ( Ответы детей: из древесины, макулатуры).

Воспитатель: Давайте напишем письмоо том, что мы узнали сегодня. (Составление коллективного рисуночного письмо или групповое на разных материалах)

Слайд 13. На чем была написана самая первая книга?Какой материал использовали люди в древности для письма (Ответы детей)

(Самостоятельная творческая деятельность детей).

Опытно-экспериментальная деятельность

(картотека опытов по теме «Как писали люди в древности»)

Опыт № 1 «Как писали люди в древности»

Цель опыта: выявление возможности использования для письма камня, песка, глины, бересты.

Ход опыта:

1. Предложить детям выполнить рисунок при помощи палочки на камне, глине, песке, бересте.

2. Зафиксировать результаты опыта в таблице.

Материал:глина, береста, камень, песок, палочка, таблица опыта.

Опыт № 2 «Прочти письмо»

Цель опыта: определение способности различных материалов сохранять написанное.

Ход опыта:

1. Предложить детям «написать» письмо на глине и бересте.

2. Положить глиняные дощечки и бересту в теплое место, пронаблюдать, что произойдет с рисунком.

3. Зафиксировать результат опыта в таблице.

Материал: глина, береста, палочка, таблица опыта.

Опыт № 3 «Чем можно писать»

Цель опыта: выявление возможности использования для письма различных веществ вместо чернил (молоко, лимонная кислота) и способов их проявления: нагревание, йодная настойка.

Ход опыта:

1. Нанести на листы белой бумаги надписи молоком, затем нагреть под лампой.

2. Зафиксировать результат опыта в таблице.

3. Нанести на листы белой бумаги надписи лимонным соком, дать высохнуть, затем провести поверх надписи йодной настойкой.

4. Зафиксировать результат опыта в таблице.

5. Формулировка выводов по результатам наблюдения.

Материал: молоко, лимонный сок, вода, ватные палочки для нанесения надписей, бумага, настольная лампа, йодная настойка, таблица опытов.

Опыт № 4 «Для чего нужно знать буквы»

Цель опыта: выявление возможности разного «толкования» значения (смысла) рисунка - письма, необходимости использования единых символов – букв.

Ход опыта:

1. Предложить не читающему ребенку «прочитать» рисуночное письмо, затем предложить читающему ребенку прочитать текст этого письма (первоначальный вариант).

2. Сравнить информацию, полученную из писем, выяснить, где она передана наиболее точно и понятно.

Публикации по теме:

План деятельности по реализации проекта «Детский труд» «Детский труд»» Актуальность темы. В прошлом году, ещё в средней группе начался непосредственный труд детей с участием взрослого. И сейчас.

План-конспект НОД в средней группе для детей с ОНР в рамках реализации проекта «В мире сказок В. Сутеева» План-конспект НОД по сказке В. Сутеева "Раз,два-дружно!" в средней группе для детей с ОНР в рамках реализации проекта «В мире сказок В. Сутеева».

Перспективный план работы по реализации проекта «Мое настроение» МДОУ «Детский сад № 120» Перспективный план по реализации проекта «Мое настроение» Разработала: Слугина О. И., воспитатель.

Перспективный план реализации проекта «Дорогами сказок» во 2 младшей группе. Перспективный план реализации проекта «Дорогами сказок» во 2 младшей группе. Время проведения Тематика Форма работы и цели. Ноябрь 1 Чтение.

Перспективный план реализации проекта «Я открываю мир театра посредством сказок» Сентябрь. 1. Русские народные сказки: их строение, виды (бытовые, волшебные, о животных). Дидактическая игра «Угадай героев сказок». 2.

План реализации проекта в старшей группе «Воронежский край-люби и знай» План мероприятий к проекту Октябрь 1.«История возникновения родного города» (образовательная деятельность) Цель: познакомить детей с историей.

Проекта «Берегись бед, пока их нет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 31 «Берёзка» Проект «Берегись.

Программа образовательного проекта «Дошкольник + компьютер». Часть 1 Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебно – тематический план 3. Виды контроля 4. Содержание программы 5. Методическое обеспечение.

Программа образовательного проекта «Дошкольник + компьютер» Часть 2 Содержание программы. Сентябрь. Тема 1. В гостях у компьютера. Занятие 1. Вводное занятие. Введение в программу. Определение степени знакомства.

Тема проекта: «Что было до…» (в мире техники) Цель проекта: Уточнить знания о различных видах бытовой техники в окружающей жизни; познакомить с предметами, облегчающими труд человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План реализации образовательного проекта «Сказанное слово — было да нет, а написанное живет век»
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 07:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД