Елена Андреевна Сметанина
Реализация авторской программы «Курс компьютерной грамотности «Смайлик» в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация авторской программы «Курс компьютерной грамотности «Смайлик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Компьютер является незаменимым помощником в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Исследования и практический опыт в области информационно-коммуникативных техно-логий (далее ИКТ) в работе с дошкольниками с ОВЗ показывают, что ИКТ являются инструментом повышения качества коррекционно-образовательного процесса, компенсации первичных нарушений, кор-рекции вторичных отклонений и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Использование ИКТ важно для развития интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, формирования мотивации и поддержания интереса детей во время заня-тий, приобретения детьми практических навыков работы с компьюте-ром.
Публикация «Реализация авторской программы „Курс компьютерной грамотности „Смайлик“ в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- День смайлика, 19 сентября
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Актуальность программы «Курс компьютерной грамотности «Смайлик» (далее Программа) обусловлена тем, что часть детей с ОВЗ могут получать дистанционную форму образования, которая является условием их полноценного участия в жизни общества, эффективной са-мореализации в различных видах профессиональной и социальной дея-тельности. Для таких детей Программа является пропедевтическим кур-сом, подготавливающим к уверенному и грамотному пользованию сред-ствами ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии делают коррек-ционную работу более содержательной и интересной для детей и более результативной для педагогов. Детям с нарушениями в развитии ком-пьютер нужен даже больше, чем их нормально развивающимся сверст-никам. Возможно, в будущем – это их хлеб, это возможность проявить себя, возможность использовать компьютер для дальнейшей учебы и работы.
Разработчик Программы курса «Дошколенок + компьютер» Л. А. Коч, Ю. А. Бревнова отмечают, что «занятия на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и моторики. В любых играх необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук» [4, стр. 3]. Кроме этого, в процессе компьютерных игр и упражнений формиру-ется зрительно-моторная координация, что особенно актуально как для детей с НОДА, так и для детей с ЗПР.
Авторская программа «Курс компьютерной грамотности «Смай-лик» (далее Программа) разработана педагогическим коллективом Му-ниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 452 «Родничок» и имеет экспертное заключение научно-методического совета Нижегородского института развития образования. Она может быть использована как для детей с ОВЗ (детей с задержкой психического развития, детей с нарушением опорно-двигательного ап-парата, так и для их нормально развивающихся сверстников.
Для внедрения Программы в дошкольном учреждении созданы условия: имеется кабинет информационно-коммуникативных технологий, который оборудован компьютерной детской и взрослой мебелью, ноутбуками, мышками, наушниками для подгруппы детей, интерактивной доской, видеопроектором. Имеется медиатека с компьютерными развивающими играми, интерактивные учебно-методические комплекты. Материал Программы предусматривает обязательное включение здоровьесберегающих технологий: пальчиковой гимнастики, самомассажа рук, двигательной паузы, гимнастики для глаз. Для их проведения имеется разнообразный игровой материал (массажные мячики, колечки, игрушки-антистрессы, тематические игрушки, резиновые смайлики и др.).
Основные задачи Программы:
1. Способствовать коррекции недостаточно сформированных навыков компьютерной грамотности и информационной культуры у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
2. Способствовать комплексному развитию психического и познава-тельного развития и преодолению имеющихся у детей с ОВЗ трудно-стей посредством применения ИКТ.
Курс компьютерной грамотности реализуется в работе с детьми 5 - 7 лет и рассчитан на 2 учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 36 занятий в год по направлению «Познавательное развитие». Занятия проходят под контролем педагога. Длительность одного занятия для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут. Непосредственное взаимодействие с компьютером в соответствии с требованиями СанПиН не превышает 10-15 минут.
Программа предполагает комплексность подхода. В ней заложено не только формирование у детей основ компьютерной грамотности, но и развитие информационной культуры, предпосылок к учебной деятельности, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Разделы программы:
1. Раздел «Нам не страшен этот КИТ»
(Освоение основ безопасности в кабинете информационных технологий).
Основные задачи раздела:
• познакомить детей с правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информационных технологий и в быту и научить применять их на практике;
• воспитывать бережное отношение к информационно-коммуникативным средствам;
• обеспечить сохранение здоровья детей во время занятий с компьютером и сенсорными технологиями.
2. Раздел «Шаги в будущее»
(Воспитание информационной культуры).
Основные задачи раздела:
• формировать представление об информации, включающей как собственно информацию, так и источники информации;
• расширять представления о целостной и динамичной картине мира, обеспечивающей ориентировку ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни и собственной жизнедеятельности;
• знакомить ребенка с многообразием моделей обмена информацией;
• познакомить детей со способами поиска, получения, передачи, хранения информации человеком;
• формировать элементарные навыки и умения работы с информацией;
• побуждать к выбору оптимальных способов работы с информацией в зависимости от ее этапов (поиска, получения, передачи, хранения).
3. Раздел «Хотим все знать».
Основные задачи раздела: Развитие наглядно-образного, элементарного логического, алгоритмического, системного мышления и познавательной активности.
Данный раздел Программы можно рассматривать и как пропедевтику базового курса информатики, и как средство развития мышления детей. Многие игры и упражнения, собранные в этом разделе, можно использовать педагогами в образовательном процессе дошкольников без использования компьютера. В разделе используется методика А. В. Горячева, Н. В. Ключ «Все по полочкам». [1,2,3]
4. Раздел «Наш друг Компьютер».
Основные задачи раздела:
• формирование элементарных навыков управления компьютером;
• развитие координированного движения пальцев, рук, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки на горизонтальной и вертикальной плоскостях;
• дать представление о принципах управления компьютером и сенсорными устройствами с помощью мышки, клавиатуры, руки и маркера (стилуса, освоение основных приемов работы с ними;
5. Раздел «В гостях у Туксика и Смартика»
(Формирование навыков работы в программах Tux Pаint и Smart Notebook).
Для дошкольника наиболее подходящими для первоначального знакомства с возможностями ИКТ являются игровые приложения (компьютерные игры, графические редакторы и интерактивные творческие среды. Освоение дошкольником элементарных принципов работы в таких программах, даже максимально упрощенных в соответствии с возрастом ребенка, позволяет сформировать прочный базис навыков, которые впоследствии позволят ребенку без проблем перейти к изучению более сложных и «взрослых» программ.
Основные задачи раздела:
• Знакомство дошкольников с графическими редакторами.
Под графическим редактором следует понимать программу (или пакет программ, позволяющую создавать, просматривать, обрабатывать и редактировать цифровые изображения (рисунки, картинки, фотографии) на компьютере. Для знакомства дошкольника с графическим редактором авторами Программы была выбрана программа Tux Paint, так как она обладает весомыми достоинствами для использования как в ДОУ, так и в условиях семьи и рассчитана для детей дошкольного возраста (от 3-х до 12 лет).
• Знакомство с интерактивными творческими средами (ИТС).
Интерактивная творческая среда (ИТС) – это программа (группа программ, которая включает в себя возможности текстового, графического, видео и музыкального редакторов и допускает возможность программирования. То есть, ИТС – это творческая лаборатория, которая позволяет относительно свободно реализовывать творческий потенциал пользователя и при этом имеет огромное разнообразие инструментов для реализации задуманного проекта.
В Программе подробно разработан педагогический мониторинг, который проводится 2 раза в год (в сентябре и мае) с использованием низкоформализованных методов (наблюдение, беседа, индивидуальная практическая работа на компьютере или интерактивной доске и др.). Он включает в себя 9 заданий для интерактивной доски (или на бумажном носителе, беседу на тему «Ребенок и компьютер» и практическую работу на компьютере «Работа с мышью».
Наш опыт в рамках реализации Программы показывает, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников с ОВЗ могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей и оказывать им существенную поддержку при дальнейшем обучении в школе.
Список литературы:
1. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)
2. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет. – М. : Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)
3. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. - М., Лаборатория Базовых знаний, 2001
4. Коч Л. А., Бревнова Ю. А. «Дошколенок+компьютер». – Волгоград: Учитель, 2011