Папки-передвижки

Реализация авторской программы «Курс компьютерной грамотности «Смайлик» в работе с детьми с ОВЗ

Елена Андреевна Сметанина
Реализация авторской программы «Курс компьютерной грамотности «Смайлик» в работе с детьми с ОВЗ

Реализация авторской программы «Курс компьютерной грамотности «Смайлик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Компьютер является незаменимым помощником в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Исследования и практический опыт в области информационно-коммуникативных техно-логий (далее ИКТ) в работе с дошкольниками с ОВЗ показывают, что ИКТ являются инструментом повышения качества коррекционно-образовательного процесса, компенсации первичных нарушений, кор-рекции вторичных отклонений и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Использование ИКТ важно для развития интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, формирования мотивации и поддержания интереса детей во время заня-тий, приобретения детьми практических навыков работы с компьюте-ром.

Публикация «Реализация авторской программы „Курс компьютерной грамотности „Смайлик“ в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Актуальность программы «Курс компьютерной грамотности «Смайлик» (далее Программа) обусловлена тем, что часть детей с ОВЗ могут получать дистанционную форму образования, которая является условием их полноценного участия в жизни общества, эффективной са-мореализации в различных видах профессиональной и социальной дея-тельности. Для таких детей Программа является пропедевтическим кур-сом, подготавливающим к уверенному и грамотному пользованию сред-ствами ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии делают коррек-ционную работу более содержательной и интересной для детей и более результативной для педагогов. Детям с нарушениями в развитии ком-пьютер нужен даже больше, чем их нормально развивающимся сверст-никам. Возможно, в будущем – это их хлеб, это возможность проявить себя, возможность использовать компьютер для дальнейшей учебы и работы.

Разработчик Программы курса «Дошколенок + компьютер» Л. А. Коч, Ю. А. Бревнова отмечают, что «занятия на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и моторики. В любых играх необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук» [4, стр. 3]. Кроме этого, в процессе компьютерных игр и упражнений формиру-ется зрительно-моторная координация, что особенно актуально как для детей с НОДА, так и для детей с ЗПР.

Авторская программа «Курс компьютерной грамотности «Смай-лик» (далее Программа) разработана педагогическим коллективом Му-ниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 452 «Родничок» и имеет экспертное заключение научно-методического совета Нижегородского института развития образования. Она может быть использована как для детей с ОВЗ (детей с задержкой психического развития, детей с нарушением опорно-двигательного ап-парата, так и для их нормально развивающихся сверстников.

Для внедрения Программы в дошкольном учреждении созданы условия: имеется кабинет информационно-коммуникативных технологий, который оборудован компьютерной детской и взрослой мебелью, ноутбуками, мышками, наушниками для подгруппы детей, интерактивной доской, видеопроектором. Имеется медиатека с компьютерными развивающими играми, интерактивные учебно-методические комплекты. Материал Программы предусматривает обязательное включение здоровьесберегающих технологий: пальчиковой гимнастики, самомассажа рук, двигательной паузы, гимнастики для глаз. Для их проведения имеется разнообразный игровой материал (массажные мячики, колечки, игрушки-антистрессы, тематические игрушки, резиновые смайлики и др.).

Основные задачи Программы:

1. Способствовать коррекции недостаточно сформированных навыков компьютерной грамотности и информационной культуры у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

2. Способствовать комплексному развитию психического и познава-тельного развития и преодолению имеющихся у детей с ОВЗ трудно-стей посредством применения ИКТ.

Курс компьютерной грамотности реализуется в работе с детьми 5 - 7 лет и рассчитан на 2 учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 36 занятий в год по направлению «Познавательное развитие». Занятия проходят под контролем педагога. Длительность одного занятия для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут. Непосредственное взаимодействие с компьютером в соответствии с требованиями СанПиН не превышает 10-15 минут.

Программа предполагает комплексность подхода. В ней заложено не только формирование у детей основ компьютерной грамотности, но и развитие информационной культуры, предпосылок к учебной деятельности, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Разделы программы:

1. Раздел «Нам не страшен этот КИТ»

(Освоение основ безопасности в кабинете информационных технологий).

Основные задачи раздела:

• познакомить детей с правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информационных технологий и в быту и научить применять их на практике;

• воспитывать бережное отношение к информационно-коммуникативным средствам;

• обеспечить сохранение здоровья детей во время занятий с компьютером и сенсорными технологиями.

2. Раздел «Шаги в будущее»

(Воспитание информационной культуры).

Основные задачи раздела:

• формировать представление об информации, включающей как собственно информацию, так и источники информации;

• расширять представления о целостной и динамичной картине мира, обеспечивающей ориентировку ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни и собственной жизнедеятельности;

• знакомить ребенка с многообразием моделей обмена информацией;

• познакомить детей со способами поиска, получения, передачи, хранения информации человеком;

• формировать элементарные навыки и умения работы с информацией;

• побуждать к выбору оптимальных способов работы с информацией в зависимости от ее этапов (поиска, получения, передачи, хранения).

3. Раздел «Хотим все знать».

Основные задачи раздела: Развитие наглядно-образного, элементарного логического, алгоритмического, системного мышления и познавательной активности.

Данный раздел Программы можно рассматривать и как пропедевтику базового курса информатики, и как средство развития мышления детей. Многие игры и упражнения, собранные в этом разделе, можно использовать педагогами в образовательном процессе дошкольников без использования компьютера. В разделе используется методика А. В. Горячева, Н. В. Ключ «Все по полочкам». [1,2,3]

4. Раздел «Наш друг Компьютер».

Основные задачи раздела:

• формирование элементарных навыков управления компьютером;

• развитие координированного движения пальцев, рук, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки на горизонтальной и вертикальной плоскостях;

• дать представление о принципах управления компьютером и сенсорными устройствами с помощью мышки, клавиатуры, руки и маркера (стилуса, освоение основных приемов работы с ними;

5. Раздел «В гостях у Туксика и Смартика»

(Формирование навыков работы в программах Tux Pаint и Smart Notebook).

Для дошкольника наиболее подходящими для первоначального знакомства с возможностями ИКТ являются игровые приложения (компьютерные игры, графические редакторы и интерактивные творческие среды. Освоение дошкольником элементарных принципов работы в таких программах, даже максимально упрощенных в соответствии с возрастом ребенка, позволяет сформировать прочный базис навыков, которые впоследствии позволят ребенку без проблем перейти к изучению более сложных и «взрослых» программ.

Основные задачи раздела:

• Знакомство дошкольников с графическими редакторами.

Под графическим редактором следует понимать программу (или пакет программ, позволяющую создавать, просматривать, обрабатывать и редактировать цифровые изображения (рисунки, картинки, фотографии) на компьютере. Для знакомства дошкольника с графическим редактором авторами Программы была выбрана программа Tux Paint, так как она обладает весомыми достоинствами для использования как в ДОУ, так и в условиях семьи и рассчитана для детей дошкольного возраста (от 3-х до 12 лет).

• Знакомство с интерактивными творческими средами (ИТС).

Интерактивная творческая среда (ИТС) – это программа (группа программ, которая включает в себя возможности текстового, графического, видео и музыкального редакторов и допускает возможность программирования. То есть, ИТС – это творческая лаборатория, которая позволяет относительно свободно реализовывать творческий потенциал пользователя и при этом имеет огромное разнообразие инструментов для реализации задуманного проекта.

В Программе подробно разработан педагогический мониторинг, который проводится 2 раза в год (в сентябре и мае) с использованием низкоформализованных методов (наблюдение, беседа, индивидуальная практическая работа на компьютере или интерактивной доске и др.). Он включает в себя 9 заданий для интерактивной доски (или на бумажном носителе, беседу на тему «Ребенок и компьютер» и практическую работу на компьютере «Работа с мышью».

Наш опыт в рамках реализации Программы показывает, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников с ОВЗ могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей и оказывать им существенную поддержку при дальнейшем обучении в школе.

Список литературы:

1. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)

2. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет. – М. : Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)

3. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. - М., Лаборатория Базовых знаний, 2001

4. Коч Л. А., Бревнова Ю. А. «Дошколенок+компьютер». – Волгоград: Учитель, 2011

Публикации по теме:

Конспект занятия с использованием компьютерной презентации «На птичьем дворе» «На птичьем дворе» (с использованием компьютерной презентации) Цель: Продолжать знакомить детей с домашними птицами. Задачи: Развивать.

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Детский мастер-класс закладки для книг «Смайлик»Детский мастер-класс закладки для книг «Смайлик» Закладка для книг "Смайлик"."Я — нарядная закладка. Я лежу здесь для порядка. Зря страницы не листай. Где закладка, там читай!" Берестов.

«Курс молодого бойца». Сценарий спортивно-музыкального развлечения в подготовительной группе к Дню защитника Отечества«Курс молодого бойца». Сценарий спортивно-музыкального развлечения в подготовительной группе к Дню защитника Отечества "Курс молодого бойца" - спортивно - музыкальное развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества. Дети заходят под музыку "Защитники Отечества",.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Изготавливаем изображение для значка из бумаги при помощи компьютерной программы Word»Мастер-класс «Изготавливаем изображение для значка из бумаги при помощи компьютерной программы Word» Самый легкий способ изготовить значок — сделать его из бумаги. Бумажные значки, медали и бейджи часто используют во время олимпиад, спортивных.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Сценарий развлечения «Курс молодого бойца!», приуроченного к Дню защитника Отечества» (средний возраст, дети с ОВЗ)Сценарий развлечения «Курс молодого бойца!», приуроченного к Дню защитника Отечества» (средний возраст, дети с ОВЗ) Сценарий развлечения «Курс молодого бойца!», приуроченного к Дню защитника Отечества».(средний возраст, дети с ОВЗ) Цель: Создание единого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация авторской программы «Курс компьютерной грамотности «Смайлик» в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 4 апреля 2020 в 20:26
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД