Оксана Валентиновна Москвина
Реализация ФГОС. Инновационное планирование образовательной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 3. Работая сегодня, необходимо переосмыслить предназначение образования. Современная система образования нацелена на развитие у воспитанника умений, обеспечивающих его собственную готовность учиться. Чтобы достичь этого, недостаточно просто сменить одни цели на другие. Необходимо изменить всё теоретическое обоснование, всю методическую базу. Изменить, значит уйти от чего-то и прийти к чему-то качественно другому.
Публикация «Реализация ФГОС, Инновационное планирование образовательной деятельности в детском саду» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2017
Постоянные изменения экономики и рынка труда, требуют, помимо узко профессиональных знаний, целого ряда личностных качеств и ценностных установок, способности к коммуникации, умения работать в команде и т. п. Эти изменения востребуют такие качества личности, как инициатива, активность, умение и желание учиться, принятие на себя ответственности, креативность, готовность к инновациям. Все эти качества – как убедительно показывают исследования – закладываются в период раннего и дошкольного детства. Не приобретение знаний, но развитие компетентности –вот базовая цель всего современного образования. С самого раннего детства, на протяжении всего образования и в течение всей жизни.
Слайд 4. Не будем останавливаться на всех нормативных документах, мы их изучили. Хотелось бы обратить ваше внимание на такой документ, как «Конвенция о правах ребёнка», а именно на статьи 12 и 13. Несмотря на тесную связь между ними, в них разрабатываются разные права.
Свобода выражения мнения (ст. 13) связана с правом иметь и выражать свои мнения, а также запрашивать и получать информацию по любым каналам.
В свою очередь ст. 12 связана с правом выражать мнения непосредственно по вопросам, которые затрагивают ребёнка, и правом участвовать в процессах и решениях, влияющих на его жизнь.
Для создания благоприятных условий осуществления 12 статьи нужна готовность к изменению ошибочных представлений о способностях детей и созданию таких условий, в которых дети бы могли развивать и проявлять свои способности.
Слайд 5. Стандартом утверждены основные принципы дошкольного образования. Я их объединила, и схематично изобразила в форме человечка. Где ФГОС состоит : из головы –условия, руки социализация и индивидуализация, ноги – сотрудничество с семьёй. В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка — сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы — Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1) Пространственно-временные - пространство и игрушки;
2) Социальные - система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
3) Деятельностные – детские виды деятельности : двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.
Главное условие – численность детей в группе.
Индивидуализация образования позволяет учитывать личный вклад ребёнка в процесс обучения, развития и саморазвития.
Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть ребёнок, а не образовательная программа. Педагогам следует пересмотреть своё отношение к работе с родителями и перейти от формальной обязанности к сотрудничеству и взаимодействию с ними.
Слайд 6. Творческой группой детского сада по внедрению ФГОС, было изучено методическое пособие, предназначенное руководителям и педагогам ДОУ (Лидии Свирской и Ларисы Роменской «Внедрение ФГОС дошкольного образования»). Приобретена серия «Работаем по ФГОС дошкольного образования» созданная издательством «Просвещение» в помощь руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций.
«Метод проектов в образовательной работе детского сада»
Рассмотрение существенных отличий общепринятого тематического подхода от метода проектов
Описание нескольких образовательных историй, раскрывающих содержание и логику развёртывания проектов
Формирование представления о проекте как технологии образовательной работы с детьми дошкольного возраста
«Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»
*Анализ факторов, обуславливающих индивидуальное развитие ребёнка
*Вопросы организации индивидуальной работы с детьми
*Вопрос оценки индивидуальности детей
*Проблема преемственности дошкольной и начальной ступеней образования в свете индивидуализации дошкольного образования
«Работа с родителями»
*Методика вовлечения родителей и общественности в образовательный процесс
Принципы организации работы с семьёй
Методики изучения потребностей родителей
Вариативные формы информирования родителей об услугах детского сада и о том, что происходит с ребёнком
Изучив весь комплект
В декабре 2014 года был проведен педагогический совет где для реализации планирования по новому была утверждена средняя группа «Семицветик». Воспитателями которой являются: Балашова Людмила Николаевна и Коряковская Наталья Анатольевна.
Слайд7. С чего же начать? Как ранее говорилось, главное создать условия, поэтому необходимо проанализировать и изменить предметно-развивающую среду детского сада.
Вторым действием внедрения это изменения режима дня в детском саду. Мы помним слова Александра Григорьевича Асмолова: «ДОУ должны уйти от жесткой регламентации жизни дошкольников».
Ну и наконец третье как работать, по какой технологии?
Слайд 8. Рассмотрим 4е модели технологий, предложенные Лидии Свирской и Ларисы Роменской.
Первая модель: технология «План-дело-анализ» основана на:
– свободной деятельности детей (методика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика,
– учебном проекте (программа «Золотой ключик» Е. Е. Кравцовой и Г. Г. Кравцова,
– Йена-план (Нидерланды,
– школы Селестена Френе, Джона Дьюи (Германия, Нидерланды,
– Реджио-педагогика, Лорис Малагуцци (Италия).
Технология предусматривает целенаправленное обучение, основанное на «встрече» познавательных потребностей детей и педагогических воздействий взрослых. Эта технология была выбрана нами для реализации нового подхода к планированию в экспериментальной группе, поэтому подробнее мы на ней остановимся чуть позже.
Вторая модель «Технология организации и жизнедеятельности детей «Команда»». В основе этой технологии лежит концепция педагогики самоопределения А. Н. Тубельского и Д. А. Иванова; концепция дошкольного образования под редакцией В. А. Петровского; теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Основные формы деятельности детей – совместная и самостоятельная деятельность в самостоятельно выбранных Центрах активности, расположенных в разных помещениях ДОУ.
МОДЕЛЬ 3: «Технология организации жизнедеятельности детей «Игровой час». В основе – реализация права детей на обучение и развитие в основном и самом органичном виде деятельности – свободной самостоятельной игре (сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической).
Основные формы педагогических действий – сопровождение самостоятельной деятельности детей, демонстрация правильных моделей поведения, моделирование предметно-развивающей среды, обучение и коррекционно-развивающая работа в соответствие с индивидуальными потребностями детей.
МОДЕЛЬ 4: «Технология организации жизнедеятельности детей «Открытые двери». Данная модель образовательной деятельности может быть осуществлена в ситуации, когда в группах НЕТ карантина. Так как двери между двумя смежными группами открыты для свободного общения, совместных игр и действий детей из двух групп.
Образовательная работа, основана на
- разделении видов учебной деятельности;
- на самоопределении ребенка в ответ на предложения взрослого.
Слайд 9. Подробнее остановимся на выбранной нами технологии «План – дело - анализ»
Слайд 10. Обучение происходит как бы от интересов и потребностей самих детей, целенаправленное обучение проходит интегрировано, через все образовательные области.
(щелчок) Обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности : влияние на выбор темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта; самоопределение в последовательности и общей продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности; роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых.
(щелчок) Все участники образовательного процесса имеют равные права для внесения в общий план идей о темах, содержании, видах деятельности. Взрослые, предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность.
(щелчок) Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остаётся за ребёнком, вплоть до отказа от участия в общей теме. В старших группах занятия плановые образовательные или оздоровительные процедуры (учитель-логопед, психолог, инструктор по физической культуре и т. д.) обозначены как равнозначный центр активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию.
Выбор темы и содержания может быть любой. Всё что окружает ребёнка, интересует, может быть толчком к выбору темы. Задача взрослых помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно. Пример сегодняшний просмотр образовательной деятельности. Дети предложили тему «Фиксиков» из чего они состоят? Тема предложенная детьми, а педагог в обсуждении с ребятами: «Кто такие Фиксики?», человечки которые отремонтируют все предметы. Воспитатель объединила Фиксиков с бытовой техникой.
Получилось совместное планирование, где ребята с педагогом вырабатывают совместный план действий. Здесь от педагога требуется профессионализм:
Умение вести диалог со своими воспитанниками;
Умение следовать за их инициативой;
Умение индивидуализировать работу.
Педагог планирует индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребёнок.
Итог деятельности проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное - реализуют свой план в каком-либо центре активности.
Продолжительность работы по теме может длиться столько дней, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать ее новыми идеями и ресурсами, а у детей – интерес к выбранному содержанию. Иногда ребёнок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включится в работу. Некоторые дети могут пропустить несколько дней по какой-то причине или не успеть завершить запланированное, в этом случае длительность темы позволяет им включится в работу в любой момент.
Слайд11. В данной группе поменялся режим дня в холодный период времени.
В 9.00 часов участники образовательного процесса, собираются на групповой сбор (детский совет) Модератором является – воспитатель.
В 9.10 – работа в центрах активности на основе самоопределения. Воспитатель : ведёт наблюдения, оказывает помощь и поддержку, обучает желающих детей чему – либо в одном из центров.
Специально организованные занятия (музыкальное, физкультурное) проводится по общему плану, в зависимости отведенного времени, до детского совета, или после него и работы в центрах.
В 10 часов подведение итогов работы в центрах.
Слайд 12. Летом при написании рабочих программ, мы с Людмилой Николаевной столкнулись с проблемой: как нам запланировать примерное перспективное планирование. Планирование исходит от детей. Можно предположить, что ребят заинтересуют общие темы: по временам года, одежды, растения и т. д.
Исходя из планирования проекта постановки 3х вопросов, (что мы знаем, что хотим узнать, что нужно сделать чтобы узнать) мы решили разработать примерное тематическое планирование, назвав их тематическими картами.
В центре тема, от темы исходят 5ть областей, окрашены как нам предлагает программа «Радуга», от области исходят задачи, которые могут дополняться, изменяться, и какой итог может быть.
Слайд 13. Карты служат в помощь педагогу. Вернёмся к сегодняшней теме, Людмила Николаевна и ребят удовлетворила, и всё про бытовую технику выложила, вроде и дети сами запланировали, в тоже время педагог реализовал свои задачи.
Слайд14. С гордостью можем похвастаться, данная рабочая программа была отправлена, как итоговая работа при профессиональной переподготовки в издательство «Учитель», и оценена на отлично.
Слайд 15. Чтобы реализовать технологию «План – дело - анализ», мы опираемся на источники, а тематические карты – это наше детище, которое родилось уже в процессе. При участии в вебинаре в издательстве «Просвещение», на форуме я описала, что мы заменили перспективное планирование, на тематические карты, так как работаем по технологии «План – дело - анализ», планируют сами ребята. Ведущий методист издательства высказала свою точку зрения, что если при нашем планировании мы создали такие карты, и они отображают нашу деятельность, почему бы и нет, даже похвалила.
Слайд 16. Как вести календарный план? Мы знаем что:
план – рабочий инструмент педагога
форма планирования обсуждается, принимается решением педагогического совета
диктовать необходимость использования определенной формы планирования неправомерно.
Так как по Закону «Об образовании в РФ» единица образовательной организации – группа, то своя форма планирования может быть и у отдельных групп
Слайд17. С таким написанием плана я познакомилась на вебинаре Лидии Васильевны Свирской (Михайловой, «ФГОС дошкольного образования. Образовательные действия для достижения цели. Вовлечение детей и родителей в планирование образовательной деятельности».
Дети ещё только учатся отмечать подчеркивать они не умеют писать, поэтому воспитатель записывает все идеи и планы, предложенные детьми, и может быть родителями. Бывает, что ребята планируют разносторонние темы, самое главное услышать каждого ребёнка и наметить последовательно все предложенные темы. Например: «Какой Витя молодец, предложил такую интересную тему, давай мы с тобой договоримся, мы поможем разобраться Лене, куда исчезают насекомые осенью, а потом вместе со всеми разберёмся о как ты предложил о времени».
Слайд 18. Чтобы осуществить анализ результативности развития детей и эффективности педагогических действий воспитателей по планам образовательной деятельности, составленным совместно детьми и взрослыми, надо проанализировать.
Сопоставив несколько планов одной группы, можно увидеть то, как растёт (или нет) инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к учебным, как изменяется, наполняется содержание деятельности, как обеспечивается работа по образовательным областям, определёнными в ФГОС и т. п.
Слайд 19. Хотелось вам пожелать, чтобы ваши воспитанники были такими как на картинки, не хотели бы уходить из детского сада. И это в наших силах!