Получи документы

Реализация ФГОС. Инновационное планирование образовательной деятельности в детском саду

Оксана Валентиновна Москвина
Реализация ФГОС. Инновационное планирование образовательной деятельности в детском саду

Слайд 3. Работая сегодня, необходимо переосмыслить предназначение образования. Современная система образования нацелена на развитие у воспитанника умений, обеспечивающих его собственную готовность учиться. Чтобы достичь этого, недостаточно просто сменить одни цели на другие. Необходимо изменить всё теоретическое обоснование, всю методическую базу. Изменить, значит уйти от чего-то и прийти к чему-то качественно другому.

Публикация «Реализация ФГОС, Инновационное планирование образовательной деятельности в детском саду» размещена в разделах

Постоянные изменения экономики и рынка труда, требуют, помимо узко профессиональных знаний, целого ряда личностных качеств и ценностных установок, способности к коммуникации, умения работать в команде и т. п. Эти изменения востребуют такие качества личности, как инициатива, активность, умение и желание учиться, принятие на себя ответственности, креативность, готовность к инновациям. Все эти качества – как убедительно показывают исследования – закладываются в период раннего и дошкольного детства. Не приобретение знаний, но развитие компетентности –вот базовая цель всего современного образования. С самого раннего детства, на протяжении всего образования и в течение всей жизни.

Слайд 4. Не будем останавливаться на всех нормативных документах, мы их изучили. Хотелось бы обратить ваше внимание на такой документ, как «Конвенция о правах ребёнка», а именно на статьи 12 и 13. Несмотря на тесную связь между ними, в них разрабатываются разные права.

Свобода выражения мнения (ст. 13) связана с правом иметь и выражать свои мнения, а также запрашивать и получать информацию по любым каналам.

В свою очередь ст. 12 связана с правом выражать мнения непосредственно по вопросам, которые затрагивают ребёнка, и правом участвовать в процессах и решениях, влияющих на его жизнь.

Для создания благоприятных условий осуществления 12 статьи нужна готовность к изменению ошибочных представлений о способностях детей и созданию таких условий, в которых дети бы могли развивать и проявлять свои способности.

Слайд 5. Стандартом утверждены основные принципы дошкольного образования. Я их объединила, и схематично изобразила в форме человечка. Где ФГОС состоит : из головы –условия, руки социализация и индивидуализация, ноги – сотрудничество с семьёй. В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка — сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы — Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития  предполагает три группы требований:

1) Пространственно-временные - пространство и игрушки;

2) Социальные - система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

3) Деятельностные – детские виды деятельности : двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.

Главное условие – численность детей в группе.

Индивидуализация образования позволяет учитывать личный вклад ребёнка в процесс обучения, развития и саморазвития.

Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть ребёнок, а не образовательная программа. Педагогам следует пересмотреть своё отношение к работе с родителями и перейти от формальной обязанности к сотрудничеству и взаимодействию с ними.

Слайд 6. Творческой группой детского сада по внедрению ФГОС, было изучено методическое пособие, предназначенное руководителям и педагогам ДОУ (Лидии Свирской и Ларисы Роменской «Внедрение ФГОС дошкольного образования»). Приобретена серия «Работаем по ФГОС дошкольного образования» созданная издательством «Просвещение» в помощь руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций.

«Метод проектов в образовательной работе детского сада»

Рассмотрение существенных отличий общепринятого тематического подхода от метода проектов

Описание нескольких образовательных историй, раскрывающих содержание и логику развёртывания проектов

Формирование представления о проекте как технологии образовательной работы с детьми дошкольного возраста

«Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»

*Анализ факторов, обуславливающих индивидуальное развитие ребёнка

*Вопросы организации индивидуальной работы с детьми

*Вопрос оценки индивидуальности детей

*Проблема преемственности дошкольной и начальной ступеней образования в свете индивидуализации дошкольного образования

«Работа с родителями»

*Методика вовлечения родителей и общественности в образовательный процесс

Принципы организации работы с семьёй

Методики изучения потребностей родителей

Вариативные формы информирования родителей об услугах детского сада и о том, что происходит с ребёнком

Изучив весь комплект

В декабре 2014 года был проведен педагогический совет где для реализации планирования по новому была утверждена средняя группа «Семицветик». Воспитателями которой являются: Балашова Людмила Николаевна и Коряковская Наталья Анатольевна.

Слайд7. С чего же начать? Как ранее говорилось, главное создать условия, поэтому необходимо проанализировать и изменить предметно-развивающую среду детского сада.

Вторым действием внедрения это изменения режима дня в детском саду. Мы помним слова Александра Григорьевича Асмолова: «ДОУ должны уйти от жесткой регламентации жизни дошкольников».

Ну и наконец третье как работать, по какой технологии?

Слайд 8. Рассмотрим 4е модели технологий, предложенные Лидии Свирской и Ларисы Роменской.

Первая модель: технология «План-дело-анализ» основана на:

– свободной деятельности детей (методика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика,

– учебном проекте (программа «Золотой ключик» Е. Е. Кравцовой и Г. Г. Кравцова,

Йена-план (Нидерланды,

– школы Селестена Френе, Джона Дьюи (Германия, Нидерланды,

– Реджио-педагогика, Лорис Малагуцци (Италия).

Технология предусматривает целенаправленное обучение, основанное на «встрече» познавательных потребностей детей и педагогических воздействий взрослых. Эта технология была выбрана нами для реализации нового подхода к планированию в экспериментальной группе, поэтому подробнее мы на ней остановимся чуть позже.

Вторая модель «Технология организации и жизнедеятельности детей «Команда»». В основе этой технологии лежит концепция педагогики самоопределения А. Н. Тубельского и Д. А. Иванова; концепция дошкольного образования под редакцией В. А. Петровского; теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Основные формы деятельности детей – совместная и самостоятельная деятельность в самостоятельно выбранных Центрах активности, расположенных в разных помещениях ДОУ.

МОДЕЛЬ 3: «Технология организации жизнедеятельности детей «Игровой час». В основе – реализация права детей на обучение и развитие в основном и самом органичном виде деятельности – свободной самостоятельной игре (сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической).

Основные формы педагогических действий – сопровождение самостоятельной деятельности детей, демонстрация правильных моделей поведения, моделирование предметно-развивающей среды, обучение и коррекционно-развивающая работа в соответствие с индивидуальными потребностями детей.

МОДЕЛЬ 4: «Технология организации жизнедеятельности детей «Открытые двери». Данная модель образовательной деятельности может быть осуществлена в ситуации, когда в группах НЕТ карантина. Так как двери между двумя смежными группами открыты для свободного общения, совместных игр и действий детей из двух групп.

Образовательная работа, основана на

- разделении видов учебной деятельности;

- на самоопределении ребенка в ответ на предложения взрослого.

Слайд 9. Подробнее остановимся на выбранной нами технологии «План – дело - анализ»

Слайд 10. Обучение происходит как бы от интересов и потребностей самих детей, целенаправленное обучение проходит интегрировано, через все образовательные области.

(щелчок) Обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности : влияние на выбор темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта; самоопределение в последовательности и общей продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности; роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых.

(щелчок) Все участники образовательного процесса имеют равные права для внесения в общий план идей о темах, содержании, видах деятельности. Взрослые, предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность.

(щелчок) Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остаётся за ребёнком, вплоть до отказа от участия в общей теме. В старших группах занятия плановые образовательные или оздоровительные процедуры (учитель-логопед, психолог, инструктор по физической культуре и т. д.) обозначены как равнозначный центр активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию.

Выбор темы и содержания может быть любой. Всё что окружает ребёнка, интересует, может быть толчком к выбору темы. Задача взрослых помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно. Пример сегодняшний просмотр образовательной деятельности. Дети предложили тему «Фиксиков» из чего они состоят? Тема предложенная детьми, а педагог в обсуждении с ребятами: «Кто такие Фиксики?», человечки которые отремонтируют все предметы. Воспитатель объединила Фиксиков с бытовой техникой.

Получилось совместное планирование, где ребята с педагогом вырабатывают совместный план действий. Здесь от педагога требуется профессионализм:

Умение вести диалог со своими воспитанниками;

Умение следовать за их инициативой;

Умение индивидуализировать работу.

Педагог планирует индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребёнок.

Итог деятельности проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное - реализуют свой план в каком-либо центре активности.

Продолжительность работы по теме может длиться столько дней, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать ее новыми идеями и ресурсами, а у детей – интерес к выбранному содержанию. Иногда ребёнок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включится в работу. Некоторые дети могут пропустить несколько дней по какой-то причине или не успеть завершить запланированное, в этом случае длительность темы позволяет им включится в работу в любой момент.

Слайд11. В данной группе поменялся режим дня в холодный период времени.

В 9.00 часов участники образовательного процесса, собираются на групповой сбор (детский совет) Модератором является – воспитатель.

В 9.10 – работа в центрах активности на основе самоопределения. Воспитатель : ведёт наблюдения, оказывает помощь и поддержку, обучает желающих детей чему – либо в одном из центров.

Специально организованные занятия (музыкальное, физкультурное) проводится по общему плану, в зависимости отведенного времени, до детского совета, или после него и работы в центрах.

В 10 часов подведение итогов работы в центрах.

Слайд 12. Летом при написании рабочих программ, мы с Людмилой Николаевной столкнулись с проблемой: как нам запланировать примерное перспективное планирование. Планирование исходит от детей. Можно предположить, что ребят заинтересуют общие темы: по временам года, одежды, растения и т. д.

Исходя из планирования проекта постановки 3х вопросов, (что мы знаем, что хотим узнать, что нужно сделать чтобы узнать) мы решили разработать примерное тематическое планирование, назвав их тематическими картами.

В центре тема, от темы исходят 5ть областей, окрашены как нам предлагает программа «Радуга», от области исходят задачи, которые могут дополняться, изменяться, и какой итог может быть.

Слайд 13. Карты служат в помощь педагогу. Вернёмся к сегодняшней теме, Людмила Николаевна и ребят удовлетворила, и всё про бытовую технику выложила, вроде и дети сами запланировали, в тоже время педагог реализовал свои задачи.

Слайд14. С гордостью можем похвастаться, данная рабочая программа была отправлена, как итоговая работа при профессиональной переподготовки в издательство «Учитель», и оценена на отлично.

Слайд 15. Чтобы реализовать технологию «План – дело - анализ», мы опираемся на источники, а тематические карты – это наше детище, которое родилось уже в процессе. При участии в вебинаре в издательстве «Просвещение», на форуме я описала, что мы заменили перспективное планирование, на тематические карты, так как работаем по технологии «План – дело - анализ», планируют сами ребята. Ведущий методист издательства высказала свою точку зрения, что если при нашем планировании мы создали такие карты, и они отображают нашу деятельность, почему бы и нет, даже похвалила.

Слайд 16. Как вести календарный план? Мы знаем что:

план – рабочий инструмент педагога

форма планирования обсуждается, принимается решением педагогического совета

диктовать необходимость использования определенной формы планирования неправомерно.

Так как по Закону «Об образовании в РФ» единица образовательной организации – группа, то своя форма планирования может быть и у отдельных групп

Слайд17. С таким написанием плана я познакомилась на вебинаре Лидии Васильевны Свирской (Михайловой, «ФГОС дошкольного образования. Образовательные действия для достижения цели. Вовлечение детей и родителей в планирование образовательной деятельности».

Дети ещё только учатся отмечать подчеркивать они не умеют писать, поэтому воспитатель записывает все идеи и планы, предложенные детьми, и может быть родителями. Бывает, что ребята планируют разносторонние темы, самое главное услышать каждого ребёнка и наметить последовательно все предложенные темы. Например: «Какой Витя молодец, предложил такую интересную тему, давай мы с тобой договоримся, мы поможем разобраться Лене, куда исчезают насекомые осенью, а потом вместе со всеми разберёмся о как ты предложил о времени».

Слайд 18. Чтобы осуществить анализ результативности развития детей и эффективности педагогических действий воспитателей по планам образовательной деятельности, составленным совместно детьми и взрослыми, надо проанализировать.

Сопоставив несколько планов одной группы, можно увидеть то, как растёт (или нет) инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к учебным, как изменяется, наполняется содержание деятельности, как обеспечивается работа по образовательным областям, определёнными в ФГОС и т. п.

Слайд 19. Хотелось вам пожелать, чтобы ваши воспитанники были такими как на картинки, не хотели бы уходить из детского сада. И это в наших силах!

 

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Реализация требований ФГОС: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий Содержание Введение 3 1. Теоретические аспекты развития познавательных способностей детей 4-5 лет в процессе дидактической игры. 5 2.

Игровые технологии по ФГОС в детском саду Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в.

Использование игровых макетов в образовательной деятельности в детском саду Педагогическая находка Тема: «Использование игровых макетов в образовательной деятельности в детском саду» Изменения стандартов образования.

Педсовет в детском саду тему: «Формирование математических представлений дошкольника, как часть образовательной деятельности»Педсовет в детском саду тему: «Формирование математических представлений дошкольника, как часть образовательной деятельности» .

Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС 1 слайд Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО 2 слайд "Забота о здоровье детей.

Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС до (из опыта работы)Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС до (из опыта работы) Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных.

Реализация Центра игровой поддержки ребёнка в детском саду.Реализация Центра игровой поддержки ребёнка в детском саду. Программа Центра игровой поддержки ребенка МКДОУ детский сад №11 (далее - ЦИПР) разработана в соответствии с Основной общеобразовательной.

Реализация образовательной деятельности посредством микрогруппыРеализация образовательной деятельности посредством микрогруппы Как-то мне попалась небольшая статья Е. Е. Шулешко, где он обратил внимание на то, что, как правило, в педагогической работе воспитатели.

Реализация требований ФГОС посредством использования позитивных средств стимуляции познавательной активности и деятельности Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в коррекционно - развивающую область адаптированной основной общеобразовательной программы.

Реализация условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности детей средней группы. В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация ФГОС. Инновационное планирование образовательной деятельности в детском саду
Опубликовано: 18 июня 2017 в 05:38
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД