Ирина Вячеславовна Дружинина
Реализация педагогических условий по формированию элементарных норм и правил о ЗОЖ у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация педагогических условий по формированию элементарных норм и правил о ЗОЖ у детей раннего возраста
Актуальным направлением в организации образовательной деятельности педагога с детьми является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого необходимо создать определенные условия. В группе детей раннего возраста педагогами была организована жизненная среда, формирующая привычку здорового образа жизни. В результате данной работы дети познакомились с правилами здорового образа жизни, получили знания о строении своего тела, о личной гигиене, о том, как следить за своим здоровьем.
Публикация «Реализация педагогических условий по формированию элементарных норм и правил о ЗОЖ у детей раннего возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Цель работы: Дать детям реальные представления об элементарных правилах и нормах здорового образа жизни в ходе специально организованной деятельности.
В содержании работы с детьми было использовано перспективное планирование образовательной деятельности на месяц, которое предполагало использование следующих форм совместной деятельности с детьми:
1. Чтение художественной литературы;
2. Беседы «Поговори со мной, малыш!»;
3. Валеологические сказки (драматизация);
4. «Минутки безопасности»;
5. Дидактические, развивающие игры и упражнения, подвижные игры, игры-имитации;
6. Продуктивная деятельность.
Планирование и организация деятельности
Сентябрь
1. Рассматривание плаката о частях тела, беседа»Кто я?». ;
2. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля – чистюля»;
3. Разучивание потешек: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса»;
4. Валеологическая сказка «Про Настю» ;
5. Творческая игра «Парикмахерская»;
6. Дидактические игры: «Таня простудилась», «Вымоем куклу», «Правила гигиены» (см. приложение 3);
Октябрь
1. Беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье» ;
2. Разучивание пословиц о здоровом образе жизни;
3. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», Г. Зайцев «Крепкие-крепкие зубы»;
4. Дидактическая игра «Кому что нужно»;
5. Творческая игра «Больница»;
6. Продуктивная деятельность: конструирование «Строим детскую больницу»;
7. Валеологическая сказка «Про больные зубки» ;
Ноябрь
1. Беседа «Мы были в гостях у врача» ;
2. Чтение художественной литературы: Е. Шкловский «Как лечили мишку», С. Прокофьев «Румяные щечки», Н. Саксонская «Где мой пальчик!»;
3. Творческая игра «Аптека»;
4. Продуктивная деятельность: лепка «Витаминки для мишки»;
5. Дидактическое упражнение: «Если кто-то заболел» ;
6. Валеологическа сказка «Про зайца-грязнулю» ;
Декабрь
1. Беседа «Я знаю, что можно, что нельзя», «Безопасность в нашей группе» (см. приложение 1);
2. Дидактические, развивающие игры и упражнения: «Источники опасности», «Игра – дело серьезное;
3. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», «Один и два», Е. Пермяк «Про нос и язык»;
4. Творческая игра: «Семья», «Больница», «Аптека»;
5. Валеологическая сказка «Про Буку;
Январь
1. Беседа «Полезное – не полезное» ;
2. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», Л. Зильберг «Полезные продукты», В. Бондаренко «Язык и уши»;
3. Продуктивная деятельность: лепка «Яблоко»;
4. Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Назови правильно», «Посылка от обезьянки» ;
5. Валелогическая сказка «О веселом Язычке» ;
Февраль
1. Беседа «Поможем Хрюше быть опрятным» ;
2. Стихи «Мальчик стричься не желает» Э. Успенский; «Как у нашей Ирки…» Е. Благинина
3. Продуктивная деятельность: рисование «В нашем саду растут витамины»;
5. Игра-этюд «Мальчик Петя»;
6. Валелогические сказки «Лечебное молоко», «Как Мишка не любил чистить зубы»;
По проблеме формирования начальных представлений о своем физическом «Я» и знаний строения своего тела у детей раннего возраста были использованы разнообразные методы и приемы в различных комбинациях друг с другом. Нами были включены в план работы различные виды детской деятельности: игровая (дидактические игры, сюжетные игры, двигательная (подвижные дидактические игры, игровые упражнения, коммуникативная (беседы-рассуждения, отгадывание загадок, слушание валеологических сказок).
В процессе развития культурно-гигиенических навыков нами были применены наглядные приемы обучения - показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.
Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание. В своей работе мы широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять.
Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры. Мы обучали детей культурно-гигиеническим навыкам постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовали показ самого действия, знакомили со способами его выполнения, фиксировали внимание ребенка на «секретах» того или иного действия. Обучая детей умыванию, проводили дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии рассматривали сюжетную картинку «Дети умываются».
В игровом уголке сделали кран, повесили полотенце для кукол. Наблюдая за играми детей, можно было видеть, как они учили кукол умываться и вытирать лицо полотенцем. Старались вызвать у малышей чувство брезгливости к грязи, приучали мыть руки перед едой и по мере необходимости. Приобретенные навыки гигиенической культуры закрепляли чтением художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха - Цокотуха»; Е. Благина «Аленушка», «Научу обуваться я братца»; З. Александрова «Утром», «Купание»; В. Орлов «Хрюша обижается»; А. Барто «Девочка чумазая», "Девушка - ревушка»; И. Токмакова «Тили- тили-тили-тили. ?; М. Яснов «Я мою руки»; А. Усачев «Хочешь, Феденька, кефир»; О. Дриз «Про веселый пирожок»; Я. Аким «Мыть посуду я люблю», «Про неумейку»; В. Зайцев «Я одеться сам могу»; Э. Мошковская «Уши»; С. Капутикян «Хлоп - хлоп»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; А. Воронкова «Маша - растеряша»; Н. Сынгаевский «Помощница» и другие произведения.
Приучали детей в игровой форме. Играя в сюжетно ролевую игру «Парикмахерскую» дети учились правилам и приемам. Например, вносили зеркало средних размеров, и оно рассказывало, кто сегодня хорошо причесан, у кого правильно застегнуты все пуговицы. Воспитывая этим приемом привычку следить за собой, за своей внешностью, приучали детей к самоконтролю.
Применяли разные игровые приемы. Вносили большой конверт с загадками и рисунками-отгадками (полотенце, мыло, расческа и т. д.). Приучая к контролю и самоконтролю детей, назначали дежурных «Докторов» проверять руки и полотенца. Очень понравилась детям игра «О чем говорит полотенце». На первом этапе сама от имени полотенца рассказала о его хозяине, аккуратном или неаккуратном. Далее - рассказчиками становились сами дети.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. В качестве средства формирования культурно-гигиенических навыков нами были использованы специальные дидактические игры и мини-занятия в игровой форме. Нами были подобраны примеры игр и упражнений, которые могут быть использованы в группе раннего возраста. При повторном умывании - занятии привлекали самих детей к умыванию куклы. Следующие занятия проводили с другими игрушками с Мишкой, Зайкой, Котиком и т. д. Привитие навыков чистки зубов начинали с игры: «Кукла Маша чистит зубы». Для закрепления навыков использовали занятия с другими игрушками: бегемотом, Буратино и т. д. Когда дети начали овладевать навыками умывания, провели игру «Купание куклы». Кроме дидактических игр проводили целые занятия на формирование культурно - гигиенических навыков.
Нами было учтено, что у воспитанников имеются индивидуальные различия. Приемы и методы использовались в зависимости от особенностей состояния здоровья и развития ребенка. Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволило нам использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.
Так, Сеня К. ранее имел низкий уровень развития культурно-гигиенических навыков. Он не умел и не хотел ухаживать за своими волосами, расчесывался не всегда. Прежде всего, учили его правильно держать расческу и причесываться перед зеркалом. По мере приобретения навыка непосредственная помощь сокращалась, а доля самостоятельного участия Арсения увеличивалась. Мы только наблюдали за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, подсказывали правильное действие, направляли последующий ход.
У Вани В. также отмечался низкий уровень развития культурно-гигиенических навыков. Чтобы он «дружил» с мылом и водой, старались исключить возможность неприятных ощущений, например, закатывали рукава во время умывания. Объясняли, для чего это нужно, используя стихотворные строчки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Поощряли любые самостоятельные действия ребенка, что укрепляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самостоятельности.
Катя Ш. имела средний уровень развития культурно-гигиенических навыков. Вместе с ребенком мы старались установить связь между гигиенической процедурой и здоровьем: только хорошо расчесанные волосы растут густыми, длинными, красивыми; у того, кто чистит зубы и полощет после еды рот, зубы всегда здоровыми; только мыльная пена уничтожает все микробы.
В работе со всей группой приучали детей радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе и в тоже время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричесанных волос, пятен на одежде; обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки. Умываться ходили маленькой подгруппой. Объясняли и показывали детям, что сначала надо намочить руки, а затем намылить их мылом и смыть. Напоминали: умывая лицо, голову следует наклонить над умывальником, чтобы не облить рубашку или платье. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивало малыша на взаимодействие. Прием выделения каждого элемента гигиенического навыка использовали для всех гигиенических процедур: после дневного сна, при сборе на прогулку. Для закрепления очередности одевания вещей в раздевалке для наглядности поместили иллюстрации. На прогулке не ругали детей, которые забираются в лужу, а говорили: «Умный в лужу не пойдет, умный лужу обойдет».
Список литературы
1. Анохина И. А. О приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Ульяновск: УИПКПРО, 2017.-80с.
2. Алябьева Е. А. Знакомим детей с человеческим организмом. Сказки, рассказы, игры, стихи, загадки для детей 6—9 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.
3. Иванова Н. А. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста // Поволжский педагогический вестник. – 2014. - № 4. – С. 85-93.
4. Латыговская, О. В. Формирование основ культуры здоровья детей 3-4 года жизни / О. В. Латыговская. // Наука и школа. – 2017. – № 3. – С. 166-173
5. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет. [Текст] / И. М. Новикова. – М. : Мозайка-Синтез, 2010. – 96с.