Ольга Чжан
Реализация программы дополнительного образования кружка «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к программе дополнительного образования кружка «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 л
ет)[/b]
Автор-составитель: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида «Серебряное копытце», Чжан Ольга Владимировна (I квалификационная категория)
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Публикация «Реализация программы дополнительного образования кружка „Юный исследователь“» размещена в разделах
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
И ряда методических разработок:
• Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохоровой
• «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой,
• «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной.
• «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжовой.
В условиях внедрения ФГОС ДО поисково-исследовательская деятельность (экспериментирование) является одним из направлений развития личности дошкольника. Данная деятельность носит интегрированный характер и помогает в реализации образовательных областей.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, а также является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Цель программы : углублять представления детей об объектах неживой природы; учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, наблюдать, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты.
Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:
• Учить детей наблюдать, запоминать, сравнивать, делать простейшие умозаключения.
• Побуждать детей к самостоятельной деятельности.
• Воспитывать интерес и активность к познанию нового через экспериментально-опытническую работу с объектами неживой природы.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
• предлагает возможные решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы в соответствии с результатом проверки;
• прменяет выводы к новым данным;
• делает обобщения.
Данная программа кружка «Юный исследователь» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Освоение программного материала кружка «Юный исследователь» рассчитано на один учебный год.
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется два раза в неделю в мини-лаборатории группы дошкольного учреждения. При этом занятие в группе проходит 30 минут.
Курс «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия детей сведения о живой и неживой природе.
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
Содержание рабочей программы состоит из 5 блоков (разделов) :
• «Почва»;
• «Космос»;
• «Вода»;
• «Воздух»;
• «Очевидное-невероятное».
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Показателями результативности реализации программы кружка является :
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• рост уровня любознательности, наблюдательности;
• активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
• возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.